Выпуск  № 099  от  02.06.2014
Лебеди над трубой
В Петербурге стартовала международная регата Nord Stream Race
Михаил РУТМАН

Регата в отличие от множества других, проводимых на Балтике, здесь же, у нас, и родилась. Организаторами ее являются Яхт-клуб Санкт-Петербурга и гамбургский яхт-клуб Norddeutscher Regatta Verein при поддержке ОАО «Газпром». Проводится она уже в третий раз и проходит «над трубой» – по маршруту газопровода «Северный поток». Два предыдущих года в гонке участвовали макси-яхты одного типа – Gazprom Swan 60. В этом году к ним прибавились две легкие гоночные яхты дивизиона ORC.

Swan в переводе с английского – «лебедь». Это совершенно новый (нет еще двух лет) класс, освоенный известнейшим финским производителем яхт – фирмой Nautor. Внешний вид «лебедей» петербуржцы, кстати, могли оценить – несколько дней они стояли у Английской набережной. Яхта в полном смысле ХХI века – карбоновый корпус, великолепные обводы, высокая скорость, прекрасные мореходные качества. Выпускалась специально в расчете на гонки со своими собратьями (на яхтенном языке – монотипами).

Обычно, если кто не знает, в регатах участвуют яхты разных классов, и их шансы уравнивают при помощи специальных коэффициентов. Понятно, что полной справедливости здесь нет – все мелкие особенности отдельного судна никакой арифметикой все равно не опишешь. И потому результаты таких гонок (называемых гонками с гандикапом) то и дело вызывают споры. Монотипы, разумеется, такие споры исключают. Здесь все имеют абсолютно равные шансы. Проиграл – пеняй на себя, а не на «плохой» коэффициент.

Одно плохо – яхт таких еще мало, и они довольно дороги. Поэтому организаторы в этом году «поступились принципами» и допустили к участию в режиме гандикапа легкие гоночные яхты, широкий спектр которых описывается аббревиатурой ORC.

В нынешнюю гонку уходят шесть «лебедей» и два их младших собрата. Две большие яхты принадлежат «Газпрому». Одну из них – «Броненосец» – ведет командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров. На ней он был победителем в этой же регате два года назад.

Вторым «лебедем» под названием «Царь Петр» командует заслуженный мастер спорта Сергей Бородинов. В его экипаже из 16 человек 11 молодых, но уже опытных яхтсменов со всей России, тщательно отобранных из 70 претендентов. На такой роскошной яхте никто из них, конечно, не ходил. Но Бородинов считает, что лучшего случая, чем этот, чтобы молодежь «вывести в свет», просто быть не может.

Впервые в этой регате участвует экипаж из Эстонии. Ребята бывалые, чемпионы мира 2012 года в гонке Corinthian ORC. Руководит командой бывший когда-то член сборной СССР по парусному спорту Алар Вольмер.

Совсем «тепленьким», только что сошедшим с верфей «лебедем» с международным экипажем владеет китайский яхтсмен-бизнесмен Йелианг Фэн. Итальянский шкипер Лоренцо Бортолотти полон энтузиазма и от новой яхты просто в восторге.

«Малыши» из дивизиона ORC на маршруте впервые, хотя тоже отнюдь не новички. Калининградец Сергей Павленко на яхте «Благодарность 2» участвовал во многих регатах, а в прошлом году был вторым в гонке вокруг острова Борнхольм. Финская гонщица Теа Экенгрен-Саурен, владелица и шкипер яхты Blue Nights, побеждала во множестве соревнований, а в 2010-м даже была второй на чемпионате мира.

Испытание яхтсменов ожидает нелегкое. Сначала предстоит «разминка» – 150 миль до Хельсинки. В финской столице – небольшие прибрежные гонки. А потом – 600 миль без остановки через всю Балтику до немецкого Варнемюнде.

– По сложности это сравнимо с гонкой в Бермудском треугольнике, – признает директор регаты Алан Грин.
Время для гонки выбрано самое неблагоприятное. На Балтике еще не сезон – холодно, волны...

Впрочем, организаторы регаты помимо сюрпризов от природной стихии были готовы и к трудностям иного рода. Международная обстановка для России, увы, сейчас не самая благоприятная. Газовая труба, которая, по идее, должна была служить символом объединения интересов России с Европой, в руках наших недобросовестных деловых партнеров неожиданно стала средством шантажа и манипуляций.

Конечно, яхты – вне политики. Более того, именно яхтенное братство было единым в самые тяжелые времена, вопреки всем препонам и политическим раздорам. Но, как говорится, против лома нет приема – «из высших государственных соображений» можно запретить, не впустить. Дружите, мол, на расстоянии...

Однако ничего, все обошлось. Как признал Любомиров, ни у иностранцев не было проблем с российской визой, ни у наших – с шенгенской. Иностранные гости спокойно прошли наши пограничные и таможенные барьеры. В пятницу все нормально стартовали. Будем надеяться, что все благополучно дойдут и до финиша. И там их встретят так же тепло, как в Петербурге.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА



Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru