Выпуск  № 056  от  28.03.2014
Что почитать
Виталий ГРУШКО

Повесть Самита Алиева «Всей содранной кожей» («Нева», 2014, № 3) рассказывает о том, как встретились в стародавние времена на Востоке двое путников. Один из них был поэтом, и его стихи любители поэзии ценят до сих пор. О втором в точности неизвестно, жил ли он на самом деле, однако его имя тоже знают очень многие. Речь идет о Имадеддине Насими (1370 – 1417) и Ходже Насреддине. Волей автора этим двоим пришлось пройти немало дорог, претерпеть немало лишений и встретить немало интересных людей. А еще Насими и Насреддин много беседовали, делясь друг с другом мудростью. Самит Алиев в своей повести дает широкую панораму средневекового Востока, что делает текст чрезвычайно интересным. Тут собрано множество легенд и притч, которые сегодня воспринимаются как откровения убеленных сединой мудрецов. Кроме того, в повести звучат стихи легендарного Насими.


Повесть Владимира Нечаева «Человек с фотоаппаратом» («Урал», 2014, № 2)
посвящена творческим поискам профессионального фотографа, который стремится поймать в объектив нечто большее, чем просто красивый пейзаж или портрет. Фотографу по фамилии Буслаев крайне неприятно стремление его коллег сделать из ряда вон выходящий кадр, который впоследствии можно будет выгодно продать. Так же требователен к себе Буслаев и в жизни. Впрочем, жизнь и искусство для него неразделимы. Ему трудно чувствовать себя довольным, глядя на то, как порой бывает несправедлива жизнь и как бывает фальшиво искусство. Несколько зарисовок из его небогатого событиями существования в несовершенном мире дают читателю понять, что только внутренние противоречия могут позволить художнику создать что-то стоящее.


Повесть Михаила Левитина «Уф!» («Октябрь», 2014, № 2) начинается чересчур оптимистично. Автор сразу задает веселый тон. Он хочет быть похожим на умудренного опытом и не стареющего плейбоя, делящегося с нами рассказами о своих приключениях. Однако ближе к финалу голос автора звучит все печальней. Его жизнь, скорее, можно назвать чередой разочарований. Да, он охотно пишет о женщинах, но еще охотнее говорит о том, как раз за разом терпел неудачи на личном фронте. Еще он пишет о любви. О любви без взаимности, что тоже не придает заметкам веселья. И все-таки жизненная позиция героя повести очень похожа на гедонизм. Неудачи не должны смущать увлекающиеся натуры. Такие натуры знают, что такое красивая жизнь. Кроме того, в погоне за счастьем им совсем не приходится скучать. Таким образом повесть Левитина можно воспринимать по-разному. Кто-то подумает, что его герой только впустую тратил время, не видя главного. Но многие позавидуют жизнелюбию персонажа.


Повесть Елены Стяжкиной «Развод» («Знамя», 2014, № 3) написана с большой долей юмора, который, однако, нельзя назвать добрым. Автор не смеется, а высмеивает. После тридцати лет совместной жизни крупный чиновник Павел Иванович разводится с Ларисой Петровной. Лариса Петровна родилась в деревне; с Павлом Ивановичем она познакомилась, когда была горничной в доме его родителей. При муже она состояла кем-то вроде няньки. Теперь же, когда отношениям пришел конец, Лариса Петровна решила вернуться в родную деревню. Расставание с мужем не причинило ей боли, зато равнодушие взрослых детей заставило страдать. Между тем Павел Иванович всерьез обеспокоился своим имиджем. Он не хотел, чтобы история с разводом бросила на него тень. Надо сказать, что помимо прочего Павел Иванович был завсегдатаем различных ток-шоу, на которых вещал о морали и нравственности. Поэтому он приложил все силы к тому, чтобы выйти сухим из воды. А как это у него получилось, можно узнать из остроумной повести Елены Стяжкиной.
 



Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru