Выпуск  № 007  от  18.01.2012
Ухабы на дорожной карте
Петербургские инженеры придумали, как недорого определять состояние дорожного покрытия
Галина НАЗАРОВА

Многие водители по достоинству оценили мобильные карты и GPS-навигаторы. Однако до недавних пор загодя узнать, каково состояние дорожного покрытия, было невозможно. А ведь только по официальным данным, более половины российских дорог не удовлетворяют федеральным нормативам. Более того, статистика говорит о том, что каждое десятое ДТП происходит у нас по причине некачественного дорожного полотна.

Существует несколько способов определения качества дорожного покрытия. Главный метод – экспертная оценка. То есть специалисты с определенной периодичностью выезжают на объекты и визуально осматривают дороги, а обнаруженные дефекты регистрируют вручную. Такой мониторинг занимает много времени, субъективен и затратен. Существует и другой способ – наблюдение с воздуха: к летательному аппарату прикрепляется камера, которая снимает дорогу. Получается так называемая воздушная мобильная лаборатория. Но и этот метод недешев и отличается низкой скоростью обработки собранных данных.

И вот команда из десяти инженеров, большинство из которых – выпускники петербургского Политеха, придумала, как оценить состояние дорожного полотна с помощью тех возможностей, которые предоставляют современные мобильные устройства. Компания PeacockTeam разработала веб-вервис и приложение, которые позволяют мониторить состояние дорожного покрытия в режиме реального времени. Авторы проекта отмечают, что аналогов их разработкам нет, однако признают, что исследования на эту тему ведутся в Бостоне и Токио.

Как же работает эта «дорожная карта»? В ближайшем будущем автомобилисту, желающему узнать, сколько ям ему «светит» на пути, придется обзавестись смартфоном. Причем умный телефон должен быть оснащен операционной системой iOS или Android (впоследствии разработчики намерены добавить в этот список Windows Phone 7). Далее в Интернете на AppStore или Android Market необходимо закачать специальное приложение для мобильных телефонов – GoodRoads (эта опция предоставляется бесплатно). После регистрации в системе пользователь создает личный кабинет, в котором может устанавливать свои индивидуальные настройки. Пока проект находится в стадии закрытого тестирования, в нем участвуют всего 30 человек.

Во время движения машины водителю надо будет включить мобильный Интернет и запустить приложение. Оно будет автоматически собирать всю необходимую информацию о дороге. Непосредственно делает это акселерометр – прибор для измерения ускорения, который встроен в значительную часть современных мобильных устройств.

Когда автомобиль въезжает в яму, ухаб или объезжает их, ускорение падает, когда выезжает – растет. Именно эти данные через мобильный Интернет или Wi-Fi отсылаются на сервер. После обработки (система отличит кочку от ямы и лежачего полицейского) они становятся доступными пользователям визуально.
В итоге водитель увидит на экране своего телефона цветную картинку – дорожную карту с разноцветными линиями или точками. Зеленые участки пригодны для езды. Желтым обозначены те отрезки дороги, дефекты на которых заметны глазу, но движение по ним возможно. Оранжевый цвет говорит о серьезных повреждениях (глубина выбоин – от 3 до 5 см) или указывает на то, что там расположены рельсы. О самом плохом участке, движение по которому небезопасно, скажут красные линии.

К слову, самые хорошие дороги в Петербурге, по данным разработчиков системы, – Приморское шоссе, Приморский проспект и набережная Лебяжьей канавки. Самые плохие – Петроградская набережная между Сампсониевским и Гренадерским мостами и набережная Крюкова канала.

На основании полученных от мобильных устройств данных система определяет коэффициент неровности дороги. Это абстрактная величина от 0 до 1 (единице соответствует идеальная дорога), основанная на международном индексе ровности дорог IRI. Для Петербурга этот показатель составляет 0,43. Также у разработчиков имеются данные о состоянии дорог в Пскове, Москве, Краснодаре и Орле. Приложение было опробовано и за границей, в частности, на трассе Хельсинки – Петербург. Кстати, кроме ухабов пользователь сможет увидеть и показатели своей собственной езды: количество резких торможений, ускорений, поворотов и т. д.

«Идея родилась около года назад, – рассказывает представитель компании-разработчика Егор Иванов. – Хотелось посодействовать решению проблемы плохих дорог в России. Мы заметили, что подавляющее большинство проектов, использующих современные технологии, связано с развлечениями, а нам хотелось создать действительно полезную вещь».

Каждый день сайт, который запустили летом 2011 года, посещают около ста новых пользователей. В проект уже вложено 500 тыс. рублей, но необходимы дополнительные инвестиции, по оценкам разработчиков, – около 600 тыс. долларов. По их словам, инвестиции могут в течение трех лет окупиться троекратно.

Пока исследовано менее половины дорог Петербурга, но установившие приложение не только пользуются плодами деятельности своих предшественников, но и сами могут пополнять информационную систему состояния дорог. В итоге должна сформироваться наиболее полная и качественная база данных.

Не забыли разработчики и об информационной безопасности. «При авторизации и аутентификации пользователя мы используем современные криптографические алгоритмы. Доступ к личным кабинетам для сторонних пользователей закрыт», – поясняет Егор Иванов. Кроме того, информация пользователей хранится обезличенно, о них известны только статистические данные: сколько наезжено километров и «собрано» ухабов.

Авторы подчеркивают, что для автомобилистов использование информации будет бесплатным, доход они намерены получать после заключения договоров с дорожными и навигационными службами, которым будут представляться специализированные данные.

Разработчики говорят, что новую технологию можно применять и для других целей. Например, для определения качества уборки снега с дорог. Полезным окажется использование акселерометра и для компаний, занимающихся перевозкой ценных грузов. Так, если дорогая посылка повреждена в пути, можно будет определить степень ответственности водителя и состояния дороги. Нелишними будут эти данные и для страховых компаний: технология может фиксировать то, как водитель управляет транспортным средством. А значит, у аккуратного водителя появится возможность получить скидку при оформлении полиса КАСКО.
 

Между тем

В ряде регионов России настал сезон... ямочного ремонта дорог. О начале таких работ сообщают дорожные ведомства Тулы, Твери, Владимира, Нижнего Новгорода. Латание рытвин затеяли в январе благодаря новой технологии: в качестве строительного материала используют особую асфальтобетонную смесь – так называемый литой асфальт. Его укладывают на дорожное полотно в жидком виде, и вне зависимости от влажности и температуры окружающей среды он в течение суток застывает, превращаясь в ровное покрытие. Также литой асфальт невосприимчив и к химическим реагентам, которыми посыпают дороги зимой.

Технология эта известна давно – по ней укладывают покрытие на особо загруженных магистралях и мостах. Правда, ввиду дороговизны литой асфальт до этого момента довольно редко использовали для ямочного ремонта. В Петербурге приобщиться к опыту регионов-новаторов не спешат. «Комитет по развитию транспортной инфраструктуры в течение зимнего периода не размещает заказов на ремонт дорог. Наши подрядчики продолжают реализовывать лишь крупные проекты по реконструкции отдельных улиц и новому строительству. При этом работы по большей части не связаны с укладкой асфальтобетонного слоя», – пояснили «Санкт-Петербургским ведомостям» в пресс-службе комитета.



Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru