Выпуск  № 191  от  11.10.2007
Атомный... танк в мирных целях
создали полвека назад ленинградские конструкторы
Александр ЕФРЕМОВ, Валерий КОЗИШКУРТ

Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения (ОАО «Спецмаш»),
бывшее КБ-3 Кировского завода, недавно отметило свое 75-летие.
Здесь было разработано около полутора сотен образцов различной боевой
и транспортно-инженерной техники. 46 из них было передано
в производство. У конструкторов-кировцев нынче еще один юбилей:
50 лет назад была создана первая в мире передвижная атомная электростанция,
о которой и сегодня мало кто знает, хотя ее и считают
одним из шедевров транспортного машиностроения.

Передвижная атомная электростанция.Заказ на разработку узлов и шасси такой электростанции поступил в КБ-3 в 1957 году от Министерства среднего машиностроения (так из соображений секретности в те годы именовалось Министерство атомной промышленности). Заказ получил заводской шифр «объект 27».

Поскольку сроки разработки были чрезвычайно сжаты, необходимо было искать технические решения, апробированные многолетней практикой. Эта станция должна была передвигаться как по бездорожью, так и по дорогам с обычным покрытием. В качестве базовой модели шасси выбрали шасси танка Т-10.

Наиболее сложной проблемой стало конструирование, отработка рамы под ядерный реактор и электрогенератор мощностью 15.000 кВт. Борис Богданов сконструировал силовую раму в форме моста – легкую и прочную. Изготавливалась она на Ижорском заводе, где он, что называется, дневал и ночевал. Впоследствии Борис Петрович вспоминал: «Я, еще молодой специалист, после окончания Политеха был сразу прикреплен к группе, проектирующей корпус атомной электростанции. Работали напряженно, зачастую к нам заглядывал главный конструктор Жозеф Яковлевич Котин, подсказывал, советовал. Было непросто разместить на шасси 90 тонн оборудования, но и очень хотелось выполнить эту задачу. Итогом моей первой работы стала и первая награда – бронзовая медаль ВДНХ».

Моторно-силовая установка создавалась старейшинами танкостроения Глебом Никоновым и Федором Маришкиным. Они применили самый мощный танковый дизель В12-6 (в 750 л. с.). Радикальные переделки коснулись ходовой части: уширение гусеничной ленты и постановка шасси потребовали расчетов и конструкторских решений, касающихся установки оригинальных опор для катков. Очень плодотворно потрудился молодой специалист Альберт Страхаль. Для защиты экипажа от радиации он и его коллеги применили утолщенные свинцовые экраны. Ведущим инженером «объекта 27» был назначен Павел Тарапатин.

ТЭС-3 – такой позывной получила эта установка. При солидном весе выглядела она мирно, а ее прямоугольный кузов напоминал большой железнодорожный вагон. Изготавливалась передвижная атомная электростанция на Кировском заводе при участии большого числа проектно-конструкторских организаций и предназначалась для использования в качестве автономного источника электропитания в труднодоступных районах страны.

Она успешно прошла опытную эксплуатацию в одном из НИИ Обнинска и была удостоена золотой медали ВДНХ. Длительное время два образца этой техники использовались на Колыме, Чукотке и в других районах Крайнего Севера. Представляется, что этот бесценный опыт не должен быть утерян и может быть востребован и сегодня.



Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru