Выпуск  № 180  от  26.09.2007
Поклонники «темной романтики»
опасности для общества не представляют
Елена ЗИБРОВА

Вы замечали на улицах города странных молодых людей: с длинными черными волосами,
выбеленными лицами и накрашенными черной помадой губами? Что вы думали? Сатанисты?
Сумасшедшие? Скорее всего, вы повстречали готов – тех, кто называет себя «романтиками
с большой буквы» и является приверженцами «темной эстетики». При всем своем устрашающем виде,
по мнению специалистов, это представители одной из самых безопасных современных молодежных субкультур.

Моя внучка – гот

Эта публикация вряд ли бы состоялась, если бы не письмо, которое пришло к нам в редакцию. Людмила Ивановна – бабушка 15-летней Маши – поделилась с нами своей бедой. Ее единственная до безумия любимая внучка в один прекрасный день пришла домой и заявила, что стала готом. Бабушка в ужасе – буквально за год нежная хрупкая белокурая девочка превратилась в агрессивного странно одетого подростка.

«Она выкрасила свои от природы светлые волосы в черный цвет, мажет губы черной помадой, странно одевается, по ночам ходит на кладбище, стала постоянно грубить мне, ей слово нельзя сказать! – писала нам отчаявшаяся женщина. – Школу Маша бросила: закончила девятый класс и дальше учиться не захотела, нигде не работает. Отец отказался содержать дочь, поэтому я «вытягиваю» ее, насколько хватает сил. Но я очень боюсь. Вдруг с ней что-то случится?»

За более подробной информацией о готах мы обратились к Владимиру ГУЩИНУ, начальнику отдела анализа молодежных субкультур городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт».

– Готы – это подростково-молодежная субкультура. Основная ее функция – социализация подростков, проще говоря, обучение их умению жить в обществе. Когда-то данная функция возлагалась на пионерию и комсомол, но, когда их ликвидировали, молодежь оказалась предоставленной самой себе. К тому же до нас начали доходить западные варианты социализации.

– Как давно у нас появились готы?

– В Петербурге первые готы появились в 1995 – 1996 годах. На Западе это очень мощная разветвленная субкультура, у нас же она сразу упростилась: «мальчики-вампирчики», «девочки-колдуньи», точнее – «ведьмы западного образца».

Если зарубежный вариант к нам пришел в единственном виде, то «на местах», в других городах эта субкультура получила свой вариант развития. Все зависит от того, из каких слоев и из каких других субкультур перетекают подростки в новую для них среду. В Москве основу готов составили панки, а вот в Петербурге в «темные романтики» пошла заметная часть «ролевиков» и люди богемы.

– Богема? Но я почему-то представляла себе, что готы – это подростки из неблагополучных семей.

– В Питере готы оказались клубной культурой, хотя специализированных заведений такого рода в городе нет. Поэтому их можно встретить в разных местах. Представители «клубных готов» носят очень дорогую одежду и не имеют никакого отношения к тем, кто тусуется на площади Искусств или на Марсовом поле в драном секонд-хэнде. Эта маргинальная часть очень небольшая. Именно туда могут приходить подростки из неблагополучных семей, ведь у них нет денег на клубы. В эту компанию частенько заглядывают и представители радикальных движений, пытающиеся перетащить готов на свою сторону.

С активным проявлением этой субкультуры мы столкнулись три года назад, когда поступила жалоба, что на Никольском кладбище были разукрашены склепы и под рисунками подписалась некая «готическая Принцесса из Москвы». Мы разыскали ее через Интернет, девушка действительно приехала в наш город из столицы. Похожая ситуация случилась и через год – москвичи в очередной раз отличились.

– В чем же смысл этой субкультуры?

– Для субкультуры неважен смысл, а важна норма поведения. Если для взрослого человека на первом месте стоит идея, то подростки ищут людей более или менее похожих на себя по поведению. Очень важно, что готы не агрессивны. Они не экстремисты, не наркоманы, не злоупотребляют алкоголем. У них крайне популярен абсент, но это дорогой напиток, чаще всего они пьют темное красное вино, которое для них символизирует кровь.

Им свойственно печальное мировоззрение, именно поэтому ночные визиты на кладбище для них естественны, это то место, где они находятся в постоянных размышлениях. Никакого отношения к сатанизму готы не имеют, но в их среде есть место мистике, которая опять-таки ни к чему не приплетена, скорее, это часть их атрибутики, не имеющая сакрального значения.

Романтики, эстеты, интеллектуалы

Собственное небольшое расследование в виртуальном пространстве показало, что готы – это скорее интеллектуалы, эстеты и романтики, чем экстремисты и агрессоры. На многочисленных сайтах о готах и для готов говорится о том, что для сторонников этого движения превыше всего романтика и свобода. А «темная эстетика» не имеет никакого отношения к злу, она символизирует хаос и изменчивость. Приверженцы этой субкультуры ценят прекрасное, их привлекает все таинственное и необычное. «Избрать местом своего нахождения старинные места скорби – значит сделать их атмосферу частью своей поэзии» – именно так на одном из сайтов объясняется это непонятное обывателю увлечение.

А чего стоит только список произведений, рекомендованных для становления готического мировосприятия: «Игра в бисер» Г. Гессе и «Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и стихотворения Н. Гумилева. «Малыш и Карлсон», «Приключения капитана Врунгеля» и цикл забавных историй о Муми-троллях рекомендуется для чтения «маленьким готикам». Кстати, «готические литературные списки» во многом соответствуют школьной программе. Что не может не радовать...

И все же мы попросили специалистов центра «Контакт» помочь Людмиле Ивановне и ее внучке. После длительной беседы психолога сначала с бабушкой, а потом и с Машей выяснилось, что не в готах дело...

Перемены, произошедшие с Машей, ее агрессивность связаны с очень тяжелой ситуацией в семье, о которой по просьбе бабушки и внучки мы рассказывать не будем. Но именно по этой причине у Маши начался период «домашней революции». Отсюда и ее протестное поведение, и стремление проводить время вне дома, и увлечение «готической субкультурой» с ее страшными нарядами и мрачным макияжем.

Но, возможно, это не худший выбор из числа имеющихся в наличии молодежных субкультур. По крайней мере Владимир Гущин уверен, что готы – одно из самых безопасных движений:

– Если ребенок увлекся этим движением, я бы не рекомендовал устраивать скандалы, а тем более таскать его в церковь для «изгнания беса». Вряд ли поможет. Из опыта замечу, что для готов характерно постоянное самокопание, которое может привести к депрессии. Также готы любят различные демонстративные акты, например, могут до крови порезать руки, но делают это без суицидальных намерений. Постарайтесь сохранять спокойствие, узнать побольше об этом движении. И помните, сколь важна для ребенка психологическая поддержка близких.

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА



Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru