25 апреля 2017, Вторник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 211  от  11.11.2014
Радость от искусства мира
Владимир ДУДИН

V международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» завершился в Большом зале Филармонии концертом немецкого ансамбля L,Arto Del Mondo и итальянской сопрано Роберты Мамели.

Сегодня в политически напряженное время даже иные проекты в области академической музыки расцениваются как проявления стратегически важных жестов. И когда перед началом концерта рядом с художественным директором фестиваля Борисом Березовским на сцене оказались генеральный консул ФРГ доктор Хайке Пайч и директор Итальянского института культуры в Петербурге Редента Маффеттоне, это воспринималось как символический акт призыва к сплочению, к отстаиванию вечных ценностей и давних дружественных союзов между странами.

Итальянка Роберта Мамели первым номером выбрала арию сопрано «Возрадуйся, о, дочь Сиона» из знаменитой оратории «Мессия» Генделя. Ее же певица и бисировала, выстроив красноречивую смысловую арку. Программа концерта в целом создавала позитивный настрой, в ней было много мажора, и лишь эпизодически, для соблюдения гармонии, встречался тревожный минор. Начавшись с легкого, праздничного, задорного, по-юношески игривого Концерта для нескольких солирующих инструментов с оркестром Ре-мажор итальянского композитора Эваристо Феличе даль Абако (родившегося в Вероне и умершего в Мюнхене), выступление продолжилось вышеупомянутой арией.

Исполняя этот концерт неизвестного широкой публике композитора, музыканты оркестра излучали радость от того, что снова оказались на прославленной российской сцене. Волна радости вмиг передалась залу, который был готов хлопать без разбору, в паузах между частями... Оркестранты, ведомые Вернером Эрхардом, стоявшим не в центре, как полагается дирижеру, а скромно – сбоку, демонстрировали не просто редкое единение, но и то самое чувство ансамбля, ради которого создавался фестиваль. Это был единый организм, в котором все дышали в такт. Изумлял мягкий звук оркестра, умение гибко и чутко реагировать на динамические нюансы. Волшебные воздушные пиано и пианиссимо оркестра зал слушал, затаив дыхание. Некоторые интонационные шероховатости не влияли на впечатление, лишь добавляя композициям асимметрию и шершавость самой жизни.

Роберта Мамели, дебютировавшая на петербургской сцене, всего второй раз выступала с этим оркестром. Обладающая голосом приятного грудного тембра, с приятными меццо-сопрановыми красками, она показала себя как представительница все более любимой россиянами барочной музыки.

За пять лет фестиваль «Серебряная лира» занял свою нишу не только в cеверной столице, но и в России. При больших финансовых возможностях организаторы, вероятно, имели бы более широкий выбор исполнителей.

В этом году впервые здесь выступили «Солисты Тель-Авива» с Амитом Пеледом, учеником ленинградца Бориса Пергаменщикова, которому исполнитель посвятил свой бис. Музыканты из «Пражского квартета» своей честной, чересчур патетической игрой напомнили о добротном академическом, не очень свободном исполнительском стиле прошлого века. Но культура ансамблевой игры чувствовалась в каждом такте.

Феерическим концертом стало сольное выступление турецкого пианиста Фазиля Сая с большой программой из сочинений Моцарта, Бетховена, Шопена и самого Сая (пять баллад, джазовые импровизации). Американское фортепианное трио Pacific привезло занимательную программу из музыки композиторов, связанных с американской историей музыки, – трио Цемлинского и Бернстайна, ноктюрны Блоха, сюиту из «Порги и Бесс» Гершвина. Во второй раз в Петербург со своей «лирой» – арфой приехал элегантный француз Ксавье де Местр, прямой потомок легендарного дипломата и философа Жозефа де Местра, автора мемуаров «Санкт-Петербургские вечера». Виртуозный исполнитель дал в Малом зале Филармонии большой сольный концерт, который состоял в основном из беспроигрышной, хорошо знакомой музыки. Но был и «Экспромт» Форе, и Токката Хачатуряна, и малоизвестная Соната для клавесина до-минор в переложении Карлоса Сальцедо. Ее де Местр, буквально выпархивавший на поклоны, исполнил как герой античной мифологии – наполнив зал горным кастальским воздухом.
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru