24 июня 2017, Суббота
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ПОЛИТИКА

Выпуск  № 211  от  11.11.2014
Хотят ли в Киеве мира?
Александр РАБКОВСКИЙ

2 ноября, как известно, на юго-востоке Украины прошли выборы парламентов и глав двух самопровозглашенных республик. Власти Киева эти выборы не признали, аналогичные заявления прозвучали из Вашингтона и Брюсселя, а МИД России, наоборот, сообщил о том, что в Москве уважают волеизъявление жителей ДНР и ЛНР. Как же расценивают итоги этих выборов и степень их легитимности в экспертном сообществе? Какими видятся политикам и политологам дальнейшие перспективы развития событий вокруг Донецка и Луганска?

Директор Института политических исследований член Общественной палаты РФ Сергей Марков еще накануне выборов в ДНР и ЛНР заявил, что «их проведение необходимо для того, чтобы в Донбассе был сформирован легитимный политический субъект для переговоров с Киевом об установлении в регионе прочного мира». «Из этого следует: кто выступает за мирное разрешение ситуации на юго-востоке Украины, тот поддерживает проведение выборов в ДНР и ЛНР 2 ноября. Соответственно, те, кто ратует за военное решение кризиса, те против этих выборов. Официальный Киев при поддержке США и ЕС явно готовится к продолжению военных действий на юго-востоке Украины и потому выступает против народного волеизъявления в Донбассе», – убежден этот эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается директор Института новейших государств Алексей Мартынов. Он указывает на то, что выборы в непризнанных республиках призваны придать больше веса переговорам, которые периодически ведутся в Минске в рамках контактной группы по урегулированию конфликта на Украине (Россия – Украина – ОБСЕ). Если раньше главы ДНР и ЛНР формально участвовали в этом переговорном процессе как частные лица и подписывали документы в таком же качестве, что не добавляло принимаемым решениям легитимности, то теперь ситуация может принципиально измениться.

«Вести переговоры в формате минского процесса, когда под важнейшим протоколом стоят просто две фамилии без регалий и, что называется, легитимных полномочий, – это один случай, и он явно не легитимен. Другой случай – если такие переговоры будут вести всенародно избранные представители, это возвращение ситуации в рамки международного права. Отрицать это – по меньшей мере вести себя глупо, а по большей – не желать мира», – отмечает Мартынов. Беда же, по его мнению, в том, что «сегодня в Киеве у власти находятся люди, которые склонны к эскалации напряженности на юго-востоке Украины и настроены на продолжение гражданской войны».

«На сегодняшний день ДНР и ЛНР де-факто являются независимыми республиками, на которые не распространяется право Украины. В основе этого – итоги референдума 11 мая, на котором люди высказались за независимость. Поэтому выборы 2 ноября – это логическое продолжение правового строительства двух самопровозглашенных республик», – констатирует заместитель генерального секретаря Общественной палаты РФ Сергей Орджоникидзе. «Киевская власть ведь уже признала легитимность республик, когда подписала с ними Минский договор, – продолжает он свою мысль. – Сам факт подписания этого меморандума является фактом признания двух республик. Ведь договор был подписан Киевом с одной стороны, и представителями ДНР и ЛНР – с другой».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов обращает внимание на несоответствие действий киевских властей букве и духу минских договоренностей. Он напоминает, что еще 5 сентября в Минске по итогам переговоров в рамках вышеназванной контактной группы был подписан протокол, в котором, в частности, стороны зафиксировали обязательство обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (закон об особом статусе).

Соответствующий закон, одобренный радой 16 сентября, помимо всего прочего устанавливал проведение выборов в Донбассе 7 декабря 2014 года.

«После подписания мирного соглашения Украина, однако, сознательно не пускала республики Донбасса в свое правовое поле и тем самым нарушила минские договоренности. Принятая Киевом тактика саботажа и затягивания выполнения международных обязательств привела к тому, что закон об особом статусе Донбасса остается пустой формальностью, а местные выборы 7 декабря оказались уже невозможными технически», – отмечает Игнатов и подробно обосновывает это свое утверждение с точки зрения сроков возможной избирательной кампании и конкретных действий ее участников. Получается, что выборы 2 ноября – единственная реальная альтернатива выборам 7 декабря. Так почему же тогда есть повод утверждать об их нелегитимности?

Стоит также подчеркнуть принципиальную позицию МИД России, в котором еще в конце октября напомнили, что, в соответствии с минскими договоренностями, проведение выборов в Донбассе было согласовано в период с 19 октября по 3 ноября. А вот дата 7 декабря, напротив, была включена в закон произвольно, в одностороннем порядке, без какого-либо обсуждения с ополченцами. В министерстве добавили к тому же, что упомянутый закон об особом статусе не может применяться на практике, так как в нем не определены конкретные районы его действия.

По мнению российского дипломатического ведомства, победившие на выборах действующие лидеры Донбасса «вполне уполномочены для налаживания устойчивого и широкого диалога с киевской властью».

Но только хотят ли этого в Киеве? Пытаясь ответить на этот самый, пожалуй, главный вопрос, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко утверждает, что там сами себя загнали в безвыходную ситуацию. «На сегодня армию нельзя убрать с фронта в крупные города, чтобы она могла спокойно перезимовать, потому что в этом случае ополчение просто займет территории, оставленные военными, – рассуждает этот аналитик. – С другой стороны, армию нельзя будет оставить на фронте, потому что она попросту взбунтуется, если не будет вести реальных боевых действий, не будет идти в наступление – никому не хочется зимовать в окопах».

«Проблема Киева в том, что он находится в цугцванге: не начнет боевые действия – вероятен крах режима, начнет – то же самое», – отмечает Ищенко.
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru