27 мая 2017, Суббота
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ЭКОНОМИКА

Выпуск  № 209  от  07.11.2014
Обогатили бензин и бюджет
Ключевые предприятия Ленинградской области помогут региону закончить год без новых долгов
Александр ВЕРТЯЧИХ

В Петербурге, Ленинградской области, как и во всех остальных субъектах Федерации, сейчас проходят общественные и парламентские слушания проектов бюджетов на 2015 год.
Наши регионы по «казенному весу» занимают уникальное положение в России: в общей сложности они аккумулируют почти 600 миллиардов рублей. Это примерно втрое ниже бюджета Москвы, однако сопоставимо с общей казной сибирских или уральских регионов. Особенности петербургского бюджета-2015 уже были освещены нами, сегодня речь пойдет о казне 47-го региона.

Эффект ректификации

Весной губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в интервью нашей газете обозначил бюджетные ориентиры: выйти на 100 миллиардов рублей доходов. Можно сказать, что эту планку область перейдет по итогам текущего, а не будущего года. В итоге ее консолидированный бюджет станет в 4,5 раза меньше казны северной столицы (тоже консолидированного бюджета, ведь из него финансируется местная власть Петербурга).

В 2014 году область идет с превышением плана по доходам, хотя из-за снижения акцизов регион потерял около 600 миллионов рублей. При этом поступления по налогу на прибыль предприятий оказались на 7 миллиардов выше плана. В итоге в нынешнем году область может сверстать бюджет без дефицита.

Судьбу региональных финансов решило всего лишь одно предприятие, зато какое: «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ), входящее в корпорацию «Сургутнефтегаз». Пострадав от падения цен на нефть, КИНЕФ выиграл за счет переоценки валютных активов. Напомним, в 2013 году подобная бухгалтерская операция позволила увеличить прибыль петербургской «Газпром нефти». И, как следствие, выросли отчисления по налогу на прибыль. В результате 2013-й северная столица закончила с профицитом бюджета, что стало абсолютной неожиданностью и для экспертов, и для властей.

Помимо дополнительных отчислений по налогу на прибыль КИНЕФ ввел в эксплуатацию новую ректификационную установку (о ней мы уже рассказывали). Кроме обогащенного бензина она пополнила баланс корпорации на 88 миллиардов рублей. Это в свою очередь имело два плюса для областной казны: а) в 2015 году предприятие выплатит больший налог на имущество; б) увеличатся общие отчисления всей корпорации «Сургутнефтегаз» в бюджет региона в рамках консолидированной группы налогоплательщиков.

Эта корпорация сформировала такую группу, в которую вошли все ее заводы и филиалы, разбросанные по стране. Распределение налогов по субъектам Федерации пропорционально числу занятых на предприятиях того или иного региона, а также величине основных средств. Так что 88 миллиардов прибавили веса не только балансу отдельной компании.

Кроме КИНЕФ в Ленинградской области появился еще один «нефтяной локомотив»: компания «НОВАТЕК-Усть-Луга», которая в этом году (по данным Петростата) даже опередила «Киришинефтеоргсинтез» по объемам отгрузки. В итоге в январе – сентябре 2014 года нефтепромышленники 47-го региона почти вдвое увеличили обороты по сравнению с уровнем первых 9 месяцев 2013-го.


Невеселая альтернатива

Следующий финансовый год и для Петербурга, и для Ленобласти будет трудным. Уже ясно, что бюджет-2015, скорее всего, придется корректировать «по ходу пьесы», как это было в 2009-м. Да и федеральная казна, на которую мы так привыкли рассчитывать (зачастую без взаимности), сверстана на следующий год явно в оптимистическом ключе. Уже сейчас и реальная цена на нефть, и курсы валют, и темпы роста экономики отличаются от заложенных в бюджетные расчеты.

Вот почему финансисты города и области говорят о необходимости «затянуть пояса». То есть не идти на лишние расходы и не увеличивать дефицит бюджета. Хотя в обоих случаях без «казенной дыры» не обошлось: в северной столице она запланирована на уровне 50 миллиардов рублей, в 47-м регионе – около 6 миллиардов.

Здесь необходимо небольшое пояснение. Превышение расходов над доходами – самая острая тема при обсуждении проекта любого регионального бюджета. И финансисты тут попадают в западню: с одной стороны, им приходится «краснеть» на публике за то, что допустили дефицит.

С другой – ни один глава субъекта РФ в здравом уме и памяти не сверстает казну с профицитом. Потому что: а) дележ нераспределенных денег вызовет нездоровую активность распределителей бюджетных средств; б) из федеральной казны глупо будет просить дотации; в) в следующем году региональный парламент попытается заставить чиновников увеличить расходы (но не доходы) на сумму профицита, в итоге возникнет тот же дефицит казны, от которого все так хотят уйти.

Но вернемся к нашему случаю. По данным сайта «Открытый бюджет Ленинградской области», в следующем году доходы регионального бюджета (без федеральных дотаций) должны составить 77,4 миллиарда, а расходы – 83,1 млрд рублей. Таким образом, по объему финансов область прочно удерживает второе место на Северо-Западе России после Петербурга.


Латание казенной дыры

Как мы уже писали, в северной столице в следующем году практически весь дефицит придется покрыть заимствованиями – благо у города достаточно высокий кредитный рейтинг и много банков, желающих дать в долг такие суммы.

Ленинградская область хочет пойти другим путем: брать в долг на финансовом рынке под 8 – 11% годовых для этого региона слишком расточительно. Поэтому в бюджет 2015 года дефицит заложен в размере 8% от доходной части казны, 2016 года – 6%, 2017 года – 4%, а 2018-й областные финансисты планируют сверстать без дефицита.

Но это в идеале. На практике могут случиться непредвиденные ситуации, как то: необходимость дополнительных выплат бюджетникам, помощь южным регионам и прочее, прочее. Зачастую расходные инициативы спускаются сверху и застают врасплох руководство регионов. Что же делать тогда?

Помимо заимствований у любого субъекта Федерации (и Ленинградская область не исключение) есть три основных источника латания казенной дыры: продажа имущества, дополнительные поступления по налогам и экономия от невыполненных работ.

Начнем с конца: отмена конкурсов на строительство метро, дорог и мостов стала традиционной в практике петербургских властей. В результате большую часть дефицита петербургской казны удавалось выгодно покрывать остатками на счетах распорядителей финансов. Адресная инвестиционная программа Ленинградской области пока исполнена всего лишь на 20%, однако чиновники хотят довести эту цифру почти до 100%. Исполнение расходов по социальным госпрограммам в области сейчас достигает 95%.

Второй источник дополнительных средств – налоги – выглядит перспективнее. С 2015 года ожидается рост доходов по налогам на землю и недвижимость граждан. Обе эти подати призваны поправить бюджеты муниципалитетов. Земельный налог уже в нынешнем году показал положительную динамику, дав консолидированной казне Ленобласти 2,9 млрд рублей. Налог на недвижимость, рассчитанный с рыночной цены домов и квартир, в следующем году может принести не меньше.

Третий источник доходов – продажа имущества – пока рассматривается как резервный. Помимо этого в любом региональном бюджете есть некоторые внутренние резервы – так сказать, на черный день. Их тоже можно пустить на покрытие дефицита казны.

Сейчас Ленинградская область, как и Петербург, на хорошем финансовом счету. По низкому уровню закредитованности субъектов Федерации область находится на первом месте на Северо-Западе и на 27-м – в России. Если пересчитать областной долг перед банками на душу населения, то 47-й регион окажется на втором месте в СЗФО и на 17-м – в стране. На каждого жителя области приходится по 4,5 тыс. рублей госдолга региона, и в 2015 – 2016 гг. власти региона хотят полностью рассчитаться с кредитами и займами, взятыми с 2003 года. Посмотрим, как это будет на деле.
 

Александр ВЕРТЯЧИХ
alexvert@spbvedomosti.ru


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru