25 апреля 2017, Вторник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

НАСЛЕДИЕ

Выпуск  № 209  от  07.11.2014
Несостоявшийся дебют
Публика так и не увидела Ивана Поддубного в «Картинах античного мира»
Леонид СИДОРЕНКО

Известно шутливое высказывание Поддубного: «В России три знаменитости: я, Горький и Вяльцева...». В этой триаде популярную исполнительницу романсов и великого борца связывают «особые отношения»: однажды в Петербурге их имена оказались рядом на одной театральной афише, и «чемпион чемпионов» мог запросто познакомиться с известной певицей за кулисами заманчивого театрального начинания, затеянного предприимчивыми антрепренерами.

26 февраля 1909 года на сцене театра «Зимний Буфф», располагавшегося в начале прошлого века на Адмиралтейской набережной на участке между двумя крыльями Адмиралтейства, состоялась премьера оперетты Жана Оффенбаха «Прекрасная Елена» с участием в заглавной партии – редкий случай в ее творческой судьбе – «самой» Анастасии Вяльцевой. К тому же ее партнером в роли Париса выступил сладкоголосый тенор Императорской оперы Николай Фигнер.

Упоминания имени каждого из этих исполнителей в оперетте было бы достаточно, чтобы обеспечить новой постановке аншлаговые сборы. Однако первый спектакль музыкальной новинки зимнего сезона решено было отпраздновать с помпой: обозначив на афише все мероприятие как «Художественно-опереточный вечер», к опусу француза организаторы пристегнули еще и «Картины античного мира» – серию эстрадных номеров «на разъезд публики».

В числе номеров значилась и «живая картина» под названием «Бой гладиаторов» в исполнении молодого жаждущего славы Ивана Заикина и его учителя опытного Ивана Поддубного. Оба были участниками проходившего в это время на берегах Невы «чемпионата мира» по французской (греко-римской) борьбе в недавно отстроенном Новом цирке, что располагался когда-то на углу Каменноостровского и Кронверкского проспектов. Дня за три до премьеры «Елены» эти борцы сошлись в Новом цирке в очной схватке, в описании которой корреспондент газеты «Новая Русь» не пожалел красок: «Каждое движение изобличало первоклассных мастеров искусства. Чувствовалось, что они борются... не дутые чемпионы, а лучшие представители спорта»...

Впрочем, представление о художественно-опереточном вечере в «Зимнем Буффе» будет неполным, если мы не назовем постановщика «живых картин» – Михаила Фокина. К этому времени он уже успел произвести фурор на балетной сцене своими новаторскими постановками. С другой стороны, он не чужд был духу соревновательности. Летние каникулы в школе Фокин проводил на даче на Крестовском острове недалеко от Императорского яхт-клуба, где познакомился со многими видами спортивных единоборств и наблюдал за тренировками «спортмэнов».

В книге воспоминаний знаменитого танцовщика «Против течения» можно прочитать его признания о том, что в балетном классе он был «возня», хотя, добавил при этом, «плохого ничего не делал, но затевал много шалостей». Одна из них – увлечение футболом. «Самая неподходящая, – признавался он на склоне лет, – для нас, танцоров, игра в самом неподходящем месте... среди громадных зеркал, царских портретов и электрических лампочек» в стенах просторных залов Театральной школы, где теперь обитает знаменитое Хореографическое училище имени А. Вагановой.

Позже даровитый проказник серьезно увлекся велоспортом, и только травма помешала ему заняться велогонками профессионально. Велосипед, между прочим, укрепил ноги танцовщика, но главное – спорт развил в нем «тот спортивный задор, без которого трудно выделиться на поприще танцора». Несомненно, что как хореограф он легко нашел бы общий язык с выдающимися атлетами. Однако альянс мастеров своего дела не сложился.

Уточним: Фокин на премьере «Прекрасной Елены» не присутствовал, так как танцевал в этот вечер в балете родного Мариинского театра. Не увидела публика и Ивана Поддубного «в партии» одного из гладиаторов. Спортсмен просто не явился «на спевку». И вовсе не по строптивости своего характера. А произошло вот что.

Борьба в схватке Поддубного и Заикина накануне премьеры «Елены» была долгой и упорной. Гурманы от спорта в полной мере могли насладиться широким спектром приемов французской борьбы в исполнении выдающихся борцов. Причем старшему по возрасту пришлось немало потратить сил на то, чтобы сдержать натиск молодого борца. Завершился поединок вничью, что уже бывало в сражениях между этими атлетами. Но Поддубный был так утомлен борьбой с основным своим соперником за главный приз чемпионата, что предпочел затем неделю отлежаться дома – сказался больным. Отказался он «из этических соображений» и от участия в бутафорском сценическом бое.

Пришлось в «картине античного мира» отдуваться за партнера одному Заикину в паре с еще одним своим коллегой – красавцем-атлетом Аксеновым. Тот тоже был заявлен на афише шумного опереточного вечера в сценке «По примеру богов», где он изображал молодого римлянина.
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru