21 июля 2017, Пятница
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ОБЩЕСТВО

Выпуск  № 184  от  01.10.2014
Хозяева собственной судьбы
Василий ВЛАДИМИРСКИЙ

В Пушкине прошел первый Международный литературный фестиваль имени Александра Беляева. Писатели, работающие в жанрах научно-художественной и научно-фантастической прозы, выступали перед читателями, дискутировали о взаимном влиянии искусства и прогресса, комментировали фильмы, снятые по мотивам произведений классика советской фантастики. Кульминацией фестиваля стало вручение премии имени А. Беляева, состоявшееся в пушкинском Доме культуры.

Александр Беляев – уникальная фигура в истории нашей литературы. Среди советских писателей 1920-х годов многие в той или иной степени экспериментировали с фантастическим приемом, от Ильи Эренбурга и Андрея Платонова до Алексея Толстого и Михаила Булгакова. Пописывали фантастику и ученые: Константин Циолковский, Владимир Обручев. Однако из тех, чьи книги пережили все потрясения XX века, Беляев единственный добился успеха именно как писатель-фантаст. «Голова профессора Доуэля» и «Остров Погибших Кораблей», «Ариэль» и «Человек-амфибия» переиздаются до сих пор – и продолжают волновать сердца читателей, хотя сюжеты этих романов давно знакомы каждому школьнику.

Ежегодная премия, которая носит имя А. Р. Беляева, существует уже четверть века, с 1990 года. Первоначально она вручалась за научно-фантастические и научно-популярные тексты, но в 2002 году оргкомитет пересмотрел статус и решил ограничиться non-fiction: литературных наград в области фантастики в России к тому моменту существовало не менее десятка, а вот с научно-популярной литературой дела обстояли неважно. В нынешнем сезоне в жюри премии вошли писатели Павел Амнуэль, Махаил Ахманов, Антон Первушин и Сергей Рязанцев, футуролог и научный журналист Сергей Шилов, редактор журнала «Наука и жизнь» Людмила Синицына, а председательское кресло занял академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Борисович Железников.

Впервые премия вручалась в городе, где прошли последние годы жизни Александра Романовича. В зале Дома культуры собрались около ста человек: ученые, писатели, журналисты, переводчики, издатели из Санкт-Петербурга и Москвы, Киева и Симферополя. Беляевская премия присуждалась в девяти номинациях. Лучшими оригинальными научно-художественными книгами года были признаны авторский цикл Андрея Буровского «Биографии цивилизаций» и исследование Вячеслава Катамидзе «Тайна Ордена Храма: исторический детектив». В номинации «Лучший переводчик» жюри отметило Анну Стативку (за перевод книги Сета Ллойда «Программируя Вселенную»). За серию очерков «Биогенез» беляевскую премию получил Михаил Никитин, за научно-популярную книгу «Велосипедная культура» – Ирина Харебава.

Генеральный директор издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов поднимался на сцену дважды: в первый раз – как представитель переводчика, во второй – за наградой, которой удостоилось его издательство за серию переводов современных научно-популярных книг. Жюри не обошло вниманием и профильную прессу: беляевской премией отмечен петербургский журнал «Машины и механизмы» – единственный в нашем городе специализированный научно-популярный «глянец», его представляла главный редактор Камилла Андреева. Кроме того, с 2014 года у «Беляевки» появилась новая номинация: «Лучший научно-популярный сайт». Первым лауреатом стал интернет-ресурс «Проблемы эволюции» (http:/www.evolbiol.ru).

Но живее и непосредственнее всего журналисты отреагировали на вручение «Специальной премии жюри». Что вполне предсказуемо: ее обладателем стал Владимир Мединский, министр культуры РФ – за авторскую серию книг «Мифы о России». Забегая вперед замечу, что некоторые из мифов были с блеском опровергнуты на завершившем церемонию банкете.

Этим список лауреатов не ограничился. Помимо премии за научно-художественную литературу на фестивале вручалось несколько наград, связанных с «Беляевкой» давними партнерскими отношениями. Премии «Жемчужное зерно» издательства «Аура Инфо» были вручены Евгении Бильченко за сборник поэзии и Юлии Андреевой за роман «Валюта смерти». Премия «Бегущая по волнам» за лучший женский образ в фантастической литературе досталась Елене Арифуллиной за роман «Взгляд сквозь пальцы».

Отдельная история с новорожденной премией «Двойная звезда», присуждаемой «за литературно-критические книги, посвященные фантастическим произведениям и их авторам». Ее организаторами выступили оркомитеты беляевской премии и премии Книжной ярмарки ДК им. Крупской «Фанткритик». В последние годы количество исследований, биографий, сборников статей и эссе о фантастике, изданных отдельными томами, резко возросло, так что появление такой награды было исключительно делом времени. Витавшую в воздухе идею воплотили в жизнь две организации, давно и небезуспешно работающие с просветительским нон-фикшном: если Беляевской премии в этом году исполняется 25 лет, то «Фанткритик» недавно отметил десятилетний юбилей.

Премию вручали Вадим Зартайский, главный редактор онлайн-журнала «Питерbook», и один из членов жюри писатель Дмитрий Вересов. В номинации «Литературно-критическое исследование» победителем стал Антон Первушин со сборником эссе «10 мифов о советской фантастике». Как отметил лауреат, эта книга появилась на свет благодаря недавно ушедшему от нас критику и журналисту Александру Ройфе, настоящему энтузиасту и глубокому знатоку фантастики. В номинации «Биография» награда досталась израильскому литературоведу Зееву Бар-Селле, автору книги «Александр Беляев», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».

Хотелось бы закончить эту статью цитатой из обращения Зеева Бар-Селлы к оргкомитету, зачитанного представителем лауреата, писателем Николаем Романецким: «Фантастика – это открытие совершенно новой грани бытия – будущего. И своими достижениями герой фантастики обязан не покорности древним заповедям, а самому себе. Своему уму и своей гениальности. И силу ему дает не божья воля, а наука... Оттого-то Александр Беляев, сын священника, выпускник духовной семинарии, всем своим творчеством решал одну проблему – соперничества человека с богом. И в его романах человек одерживал верх... Сохраним же память о Беляеве – символе и знамени той эпохи, когда человек был хозяином собственной судьбы».
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru