1 сентября 2016, Четверг
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 130  от  17.07.2014
Не делать резких движений

Миновала первая половина года, объявленного Годом культуры, пошла вторая, но вряд ли кто-то заметил нечто принципиально новое в этой деликатной сфере. Да, осваиваются новые культурные пространства, новые площадки, построенные в предыдущие годы. Да, в этой области у нас дела идут неплохо: проводятся традиционные популярные фестивали, осуществляются мегапроекты, играются премьеры, нечасто, но все же выступают подлинные, непридуманные звезды. Впечатляет, когда перед Исаакиевским собором поет хор из двух тысяч детей, на грандиозный гергиевский фестиваль «Звезды белых ночей» съезжаются выдающиеся артисты со всего мира, а в Эрмитаже – «Манифеста». Культурный город? Безусловно.

Но, несмотря на все это, не надо забывать, что результатом Года культуры должны стать не только отдельные успешные акции, но и изменение культурного уровня в общем, особенно молодежи. А вот в этом плане я лично особых подвижек не замечаю. Уровень образования и культуры продолжает падать стремительно. И это уже невозможно не заметить, не понять, что без культуры – в самом широком смысле слова – будущее нации под угрозой. Страна, далекая от культуры, конкурентоспособной быть не может.

Вот почему мне кажется особенно важной деятельность рабочей группы, в составе которой были деятели культуры, представители различных ведомств, парламента и Академии наук, которая предложила своеобразную декларацию о намерениях в сфере культуры. В числе авторов и составителей документа, который назвали «Основы государственной культурной политики», несколько десятков творческих людей, руководителей учреждений культуры, общественных деятелей. Теперь проект довольно активно обсуждается.

В апреле в печать попал некий вариант, рожденный в недрах Министерства культуры. В нем был ряд действительно неудачных формулировок, и кто-то с ужасом подумал, что это и есть «основа государственной политики». Дескать, поскольку «Россия не Европа», мы должны отказаться от всякой толерантности ради своего самобытного пути. Что было воспринято как угроза творческой свободе.

Мы вообще легко пугаемся и верим в худшее. Для чего, безусловно, есть основания! Но очень важно понять, что общенациональный документ в принципе не должен и не может отражать точку зрения только одной группы людей. И, даже придерживаясь тех или иных взглядов, мы обязаны подняться над личными склонностями и мотивами при обсуждении подобных вопросов. Мы должны «поймать» центр. Единственный шанс выправить ситуацию – разработать очень взвешенный документ, указывающий магистральное направление развития, примиряющий полярные точки зрения.

Сейчас на обсуждение вынесен проект «Основ», разработанный совместно с экспертами в администрации президента. Рабочую группу возглавил советник президента Владимир Толстой. После широкого обсуждения, которое продлится до конца сентября, готовый проект, куда будут внесены изменения, надеюсь, ляжет на стол президента.

Естественно, у каждого, кто читает и обсуждает проект, свое мнение. Так же нормально, что в результате все концептуальные вопросы сводятся к проблеме финансирования. Не буду делать вид, что меня этот вопрос не интересует. Разумеется, он не может не волновать. Но на мой взгляд, основная задача, которую ставит перед собой государство в сфере культуры, не финансового, а гуманитарного порядка. Эта задача состоит в том, чтобы в стране, раздираемой противоречиями, построить единое культурное пространство, способное примирить и объединить враждующие группы и кланы. Сегодня на этом пространстве – хаос. Рынок разрушил в культуре многое. Наверное, поздновато, но все же наверху поняли, что государство не может стоять в стороне от разрушительных процессов, идущих в культурной и духовной сферах.

Что можно здесь сделать? С чего начать? Запретительство, которым так усердно занимается сегодня наша Государственная дума, вызывает во многом обратную, негативную реакцию. Попытки внедрить в сознание мысль о том, что надо идти своим особым, отличным от европейской цивилизации путем, легко опровергнет каждый, кто хоть немного знаком с историей культуры. Вот недавно Валерий Гергиев напомнил ревнителям самобытности, что вся русская музыка, начиная с Глинки, создавалась под воздействием европейской, в первую очередь немецкой, музыкальной культуры. Мировая культура сыграла большую роль в России. Но процесс этот всегда был взаимным – наше влияние на мировые гуманитарные процессы отнюдь не меньшее. Только в единении культур возможен рост, возможно движение в будущее.

Уже сейчас можно увидеть, к чему в реальности приводят призывы к отказу от толерантности, терпимости – это срыв спектакля «Лолита», разбитые окна в Музее Набокова, оскорбительные надписи на стенах театра Додина, акции так называемых православных активистов в одном из залов Эрмитажа. Подобные проявления необходимо резко осуждать на официальном уровне, что, кстати, и было сделано, иначе мы все рискуем незаметно для себя скатиться во времена охоты на ведьм.

Кстати, сейчас я уверен в том, что петербургское руководство занимает ответственную и взвешенную позицию в отношении культуры. На сегодняшний момент установка «не навреди» – самая правильная. А у нас в городе, слава богу, нет модных в последнее время попыток что-то взять и запретить. Нет попыток навязать собственные вкусы, представить свою точку зрения как единственно возможное руководство к действию. А я, например, прекрасно помню, как при советской власти, когда работал в «Современнике», мы со страхом смотрели, с каким лицом выйдет «начальство» после спектакля. Потому что от выражения этого лица зависело будущее спектакля, да и наше собственное будущее. Это позади. А что впереди? Вот главный вопрос.

При этом я не согласен с теми, кто говорит, что культурой руководить не надо, что просто надо оставить ее и творцов в покое. Мол, все само по себе уляжется, установится, дайте расти всем цветам, главное – не мешайте. Я же, всю жизнь прослуживший в культуре, убежден: руководить ею надо. Сейчас, к счастью, не те времена, когда директор Императорских театров Теляковский бежал за каретой императора испросить у него разрешения актрису N отправить на пенсию. Сейчас действенно руководить культурой – значит создавать условия, а не вникать в повседневные дела театра. Сейчас эффективно руководить культурой – значит пытаться держать паритет между традицией и новаторством, между «правыми» и «левыми», которые, скорее всего, потом поменяются местами. Ведь не просто споры – драки между славянофилами и либералами ведутся еще с XVII века. Задача руководителей культуры не отдавать предпочтения ни тем, ни другим, придерживаться взвешенной политики.

На мой взгляд, сейчас самое главное – не делать резких движений. То, что происходит рядом с нами, призывает нас к умному и достойному консерватизму, терпимости, сохранению паритетов. Ведь Россия не Украина. Здесь полыхнет – мало не покажется. Вот и поэтому роль культуры сегодня становится едва ли не определяющей. Говорю сейчас именно о культуре, не об искусстве. О культуре нации, которая сегодня низка, и тенденций к положительным изменениям пока не видно.

Кругом кричат об особой духовности русского народа. Но включите телевизор – много ли кроме пошлости и мещанской культуры там можно увидеть? Запрещен мат в кино и в театре, в печатных изданиях. Но пройдитесь по улицам. Какой язык сегодня мы там слышим? Что, наши граждане изучили матерный по кинофильмам или спектаклям? Вот почему в основе «Основ» – окультуривание населения и самих деятелей искусств. Как это будет достигаться? То, что мы сегодня обсуждаем как «Основы государственной культурной политики», – это декларация о намерениях, которая предполагает массу дополнительных законов, подзаконных актов, изменения в законодательстве. И вот последнее – самое опасное, так как на этом уровне все может остановиться, как это было у нас не однажды.

Поскольку «Основы» мыслятся в будущем как указ президента, это спасет их от прохождения в Государственной думе, в противном случае никаких перспектив на этом поле нет. Я был, например, уверен, что с начала нынешнего года мы сможем начать плавный переход к контрактной системе в театрах. Но Госдума затягивает прохождение закона во втором чтении, и все осталось по-прежнему.

Конечно, и указы президента у нас далеко не все выполняются, вспомните майские прошлого года. Увы, у нас масса чиновников, для которых президентский указ – вовсе не указ. Но если «Основы культурной политики» в очередной раз останутся лишь на бумаге, нас ждет очень печальное будущее. Деградировать дальше уже крайне опасно. Мы не можем позволить себе потерять еще одно поколение. Культура – это базовые ценности, то, что позволяет воспитать личность и определить качество жизни. Можно даже сказать, что приобщение к культуре должно стать частью здорового образа жизни, к которому должно стремиться здоровое общество.

Валерий ФОКИН,  художественный руководитель Александринского театра
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru