25 августа 2016, Четверг
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ОБЩЕСТВО

Выпуск  № 073  от  22.04.2014
Команда не может
быть закостенелой

Дмитрий ШЕРИХ

Завтра губернатор Санкт-Петербурга Георгий ПОЛТАВЧЕНКО должен выступить с ежегодным отчетом перед Законодательным собранием города.
Какие темы станут определяющими в его выступлении, завтра и узнаем. А накануне этого события глава города дал интервью главному редактору «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрию ШЕРИХУ, в котором высказался о проблемах градостроительного планирования и транспортного развития, оценил работу правоохранительных структур и назвал робототехнику и космические разработки драйверами экономического роста Петербурга. Впрочем, первый вопрос интервью был связан с последними кадровыми новостями Смольного.

– Георгий Сергеевич, в последнее время участились перестановки в руководстве комитетов городской администрации, в команде губернатора появились новые лица, в том числе среди вице-губернаторов. С чем связаны эти перемены?

– Для начала обратимся к такому понятию, как «команда губернатора». Команда не может быть закостенелой, это организм, который постоянно требует обновлений. У любой команды, как в футболе, есть скамейка запасных, на ней всегда кто-то находится, и это нормально.

Что касается конкретных перестановок, то два вице-губернатора ушли на другую работу, и это можно рассматривать как повышение по службе. Люди должны развиваться, их неправильно было бы удерживать.

Еще одна перестановка связана с тем, что нам необходимо переформатировать свои отношения, в том числе с федеральными органами власти. Не секрет, что Петербург является регионом – донором государственного бюджета, но мы с благодарностью принимаем и будем принимать помощь от федерального центра. Особенно когда речь идет о масштабных инфраструктурных проектах. Но поскольку мы не единственный субъект Федерации, заинтересованный в такой помощи, нам нужно более плотно, более убедительно работать с различными министерствами и ведомствами.

Кроме того, на повестке дня сегодня очень важный вопрос – помощь Крыму как новому региону России. Ему предстоит погрузиться в русло всех процессов, происходящих сегодня в стране: экономических, политических, связанных с гармонизацией законодательства. Для этого понадобился человек высокого ранга с соответствующими полномочиями: это вице-губернатор Игорь Борисович Дивинский. Уже принято решение, кстати, что Петербург будет адресно помогать Симферополю.


– Сотрудничество с Крымом откроет, наверное, и новые рынки для петербургских предприятий...

– Естественно. Но это и новый рынок для инвесторов, в том числе зарубежных, которые работают в нашем городе. Сейчас в Крыму множество инфраструктурных и промышленных объектов, которые требуют модернизации. И некоторые наши партнеры уже высказали свою заинтересованность.


– Вы упомянули о помощи федерального центра, но ведь не секрет, что он до сих пор не выделил обещанных денег на строительство станции метро «Новокрестовская». При этом с 2014 года Петербург взял на себя «повышенные соцобязательства» по строительству метро. В бюджете города увеличены ассигнования на возведение новых линий и закупку подвижного состава с 14 – 15 до 20 млрд рублей. Удастся ли выдержать сроки сдачи пусковых объектов?

– Эти сроки мы будем соблюдать. Мы четко просчитали, что нам хватит на это собственных средств. К 2017 году точно сдадим упомянутую вами станцию «Новокрестовскую» на Невско-Василеостровской линии. Уже начато строительство новых станций Фрунзенского радиуса, а в 2018 году будут введены в эксплуатацию участок от станции «Международная» до станции «Шушары», а также электродепо «Южное».

При этом, конечно, мы рассчитываем на помощь федерального бюджета. Мы постоянно находимся в контакте с Москвой по этому вопросу. В текущем году центр обещал выделить нам 2,1 миллиарда рублей на эти цели. С помощью федеральных денег мы планируем пустить несколько проектов.

Кроме того, мы хотим попытаться привлечь к строительству метро частный капитал на основе государственно-частного партнерства.


– И какой же интерес будет у частных фирм вкладывать миллиарды в строительство метро?

– Тема сложная, не спорю. Сразу на ум может прийти идея отдавать частному бизнесу вестибюли новых станций метро – на взаимовыгодных, разумеется, условиях. Также есть проект привлечения длинных денег на строительство метро с рассрочкой. Инвестор строит объект, а в последующие 25 – 30 лет город возвращает ему эти деньги. Есть и вариант участия частного капитала в эксплуатации метрополитена, как это принято в Гонконге.

Но в этом случае придется вносить изменение в действующее законодательство, построить необходимое количество депо для каждой линии. В общем, пока рано говорить о том, что мы нашли какое-то решение, разные варианты возможны, и мы их прорабатываем.


– Еще о транспорте: а каковы перспективы давно обсуждаемой идеи платных парковок в центре города?

– В ближайшее время за счет городского бюджета мы создадим в центре Петербурга парковку на 3 тысячи мест. Я думаю, с 1 января мы запустим этот проект. Причем поначалу автолюбители платить не будут: мы оценим работу системы в действии, соберем статистику. Сейчас мы внимательно изучаем опыт Москвы. В целом он позитивный, потому что платная парковка позволила снизить нагрузку на дороги в столичном центре, улучшила городскую экологию, возрос интерес населения к общественному транспорту.

Но нам спешить не стоит, ведь Петербург имеет свою специфику. В центре у нас не только работают, но и живут сотни тысяч горожан. Кроме того, во дворах в центре города нужно убирать снег, очищать ото льда крыши домов. Припаркованный транспорт мешает механизированной уборке улиц и дворов: в общем, нюансов много...


– Транспортные проблемы Петербурга усугубляются и тем, что город занимает очень большую площадь, даже больше, чем «старая» Москва. При этом у нас существуют многочисленные промзоны по периметру исторического центра – в районе Шкапина – Розенштейна, например, Благодатной улицы, за Обводным каналом, – и они до сих пор остаются депрессивными территориями. Там размещаются нередко шиномонтажи, мелкие склады и прочие заведения невысокого пошиба. Что делает городская администрация для того, чтобы развивать такие территории, вовлечь их в нормальную цивилизованную городскую жизнь?

– Так называемый серый пояс – это мощный резерв развития Петербурга. Нужно исходить из того, что такие зоны, прилегающие к центральным районам, хорошо подходят для креативных пространств и общественных объектов – парков, музеев, театров, то есть для культурной среды.

Второй эшелон промзон прилегает к так называемым спальным районам города. В них можно либо создавать рабочие места, либо строить комфортное жилье и делать рекреационные зоны. Пока мы эти вопросы решаем точечно, исходя из логики развития конкретного микрорайона. К тому же тут встают вопросы с территориями, которые принадлежат не государству, а частным лицам. Очевидно, что у них в отношении своей собственности свои интересы, вполне законные, но чисто коммерческие.

В 2015 году мы планируем принять новый Генплан Петербурга до 2035 года, где определим все эти зоны с точки зрения интересов города, чтобы владелец территории понимал, в каком направлении все будет развиваться.


– В последнее время в Петербурге наметилась тенденция к сокращению темпов роста жилищного строительства. Застройщики активно осваивают прилегающие к городу районы Ленинградской области. Некоторые эксперты поговаривают о связи этого факта с тем, что город обязал застройщиков строить объекты социальной инфраструктуры (дарить, а не продавать по расценкам Минрегиона, как это делается в области)?

– Скорость строительства жилья в Ленинградской области сегодня действительно высокая. Но мне вспоминаются 1960-е годы, когда «хрущевки» были решением жилищной проблемы в стране. На тот момент они проблему решили, но сегодня мы прекрасно понимаем, что качество этого жилья не самое высокое. Строительство на границе города и области может привести к таким же последствиям. Конечно, дома там более качественные, они лучше выглядят, но комфортность на перспективу вызывает там определенные сомнения.

При этом у меня нет ощущения, что из города бегут строители. Хочу привести цифры: к середине апреля текущего года мы сдали 1 миллион квадратных метров жилья. По итогам прошлого года этот показатель достиг 2,6 млн кв. метров – на 300 тыс. «квадратов» больше, чем планировалось Минрегионом. И в текущем году, думаю, будет примерно столько же. Более того, за последние два года мы выдали разрешений на строительства на 11 млн квадратных метров. То есть в ближайшем обозримом будущем в этом плане жилищного строительства на территории Петербурга все будет хорошо.

Что касается инфраструктуры, то утверждение о том, что мы всех заставляем строить за свой счет, – немного лукавое. Во-первых, мы сами за бюджетный счет строим много социальных объектов. Во-вторых, многое мы строим по схеме государственно-частного партнерства. Мы предлагаем застройщикам обустроить инфраструктуру за свой счет на тех участках, где у нас не запланировано социальной стройки. Либо они могут внести средства в бюджет города, а город профинансирует сопутствующее возведение этих объектов.

Многие крупные застройщики на это соглашаются, рассматривая данное предложение как повышение их конкурентных возможностей, ведь продать жилье с хорошей инфраструктурой можно быстрее и дороже. Не нужно больше плодить такие районы, как Шушары, проблемами которых нам сейчас приходится заниматься вплотную.

Кстати, насколько мне известно, сейчас в федеральном правительстве рассматривается вопрос о законодательном введении социального сбора со строителей.


– В минувшем году впервые за много лет в Петербурге сократились объемы промышленного производства. Что город планирует предпринять для развития экономики в целом и промышленности в частности?

– Прежде всего отмечу, что это связано с общим спадом в российской экономике. Я считаю, что главная причина снижения не в том, что петербургская промышленность плохо работала. Замедление одних отраслей и ускорение других – это естественный процесс. Но Петербург в 2013 году не получил отдачи от тех проектов по модернизации производства, расширению производства, открытию новых площадок, которые должны были стартовать в 2008 – 2009 годах. Экономика – очень инерционная штука. Сейчас мы вышли из того кризиса, но лишь восстановили показатели, которые были до него. А должны были сделать шаг вперед. Поэтому очень хотелось бы в 2014 году запустить все, что намечено, чтобы заложить для города хорошую базу на 2017 и 2018 годы.

Отмечу также, что в городе есть и такие отрасли, которые наращивают выпуск продукции. Как и во всем мире, они стабильно показывают рост практически при любой экономической ситуации. Это биотехнологии, аэрокосмическая промышленность, робототехника, электроника и энергосбережение, новые строительные технологии, производство композитных материалов. То есть сферы, в которых присутствует большая добавленная стоимость.


– Какие же отрасли петербургской промышленности вы считаете сегодня наиболее перспективными?

– Фармкластер подхватил эстафетную палочку самой динамичной отрасли у автокластера и за минувший год вырос на 30%. Я думаю, в этом году мы достроим еще три фармацевтических завода. На мой взгляд, это одна из отраслей, которая будет драйвером развития экономики города. Закончены изыскания и начато строительство первого в стране промышленного центра протонной терапии.

Аэрокосмический комплекс традиционно был очень сильным в Петербурге, в основном предприятия этого комплекса выполняют оборонный заказ, и падения у них не наблюдается.

Есть у нас и сильные компании в области микроэлектроники: «Светлана», «Авангард», который планирует создавать совместное производство с белорусскими производителями. Кстати, коммунальные службы Петербурга уже используют энергосберегающие технологии – в частности светодиодное освещение.

Робототехника и информационные технологии в Петербурге также исторически присутствуют. Напомню, что до 20% всего программного обеспечения, которое экспортирует Россия, производится в нашем городе.

Кроме того, нам необходимо развивать туристическую инфраструктуру. Год от года в Петербург приезжают все больше туристов. В прошлом году мы приняли 6,3 млн гостей, а можем принять вдвое больше. Но для этого нужно развивать гостиничные сети и выставочную инфраструктуру. В октябре новый петербургский центр «Экспофорум» примет первых гостей. Это один из крупнейших конгрессно-выставочных комплексов Европы.

Но для привлечения туристов, в том числе деловых, из России нам понадобятся и более компактные гостиницы с возможностью проводить там мероприятия, рассчитанные, скажем, на 3 тысячи человек. И буквально на днях два крупных инвестора заявили о своей готовности принять участие в проекте. Думаю, через несколько лет мы увидим эти объекты.


– Сегодня в Петербург активно приходят московские компании в качестве подрядчиков на выполнение работ по строительству метро, дорог, мостов и путепроводов. Как вы оцениваете этот процесс? В Петербурге не хватает собственных компаний или они слишком дорого оценивают свои услуги?

– Знаете, есть патриотизм и псевдопатриотизм. Патриотизм – это когда ты сам готов чем-то поступиться ради любимого города. Свободным временем, деньгами, еще чем-то. А псевдопатриотизм – это когда ты хочешь, чтобы другие чем-то поступались на том основании, что ты – петербуржец. Не надо думать, что «петербургское происхождение» дает право на какие-то поблажки, как говорили раньше – за «пролетарское происхождение». Главное для нас при выборе исполнителя заказа – качество и цена. И если компания из другого региона России готова предложить более качественный продукт за меньшую цену – почему мы должны ей отказывать?

Мне вспоминается интересная недавняя история, когда конкурс на проектирование некоего объекта у нас в городе выиграла московская компания. Фирма крупная, с хорошей репутацией. Руководство этой организации, как мне потом рассказывали, и само было удивлено: как же так, мол, московская фирма выиграла конкурс в Петербурге?

А мне было приятно это слышать. Значит, наш тезис о том, что у нас все равны, сработал. Конечно, при прочих равных условиях мы и сегодня отдаем предпочтение петербургским компаниям. Однако это не значит, что местной компании удастся продать городу за рубль то, что стоит 10 копеек.


– Тема трудовой миграции со всеми ее положительными и отрицательными чертами сегодня в центре общественного внимания. Как вы оцениваете положение дел в этой сфере?

– Мигранты в основном занимают те рабочие места, которые неинтересны жителям Петербурга, но эти рабочие места необходимы городу. И с этим приходится считаться. Но отмечу, что в прошлом году мы снизили ежегодную квоту по иностранным мигрантам на 20 тысяч человек. Из 4,5 тысячи предприятий, которые заявили, что они нуждаются в этих работниках, мы отобрали только 3,8 тысячи, потому что остальные не могли гарантировать минимальную зарплату – 15 тысяч рублей – и жилье для этих людей.

В прошлом году мы ездили в Киргизию, где договорились, что весь поток жителей этой страны, желающих работать в Петербурге, будем отправлять через наш центр занятости. В результате сегодня на нашем дизелестроительном объединении «Звезда» приняли первую партию подготовленных людей из Киргизии. Это квалифицированные работники, и они обеспечены работой и жильем.

Отмечу, что по итогам прошлого года в среднем трудовой мигрант в Петербурге зарабатывал 28 тыс. рублей, а это уже интересные деньги если не для петербуржцев, то для жителей других регионов России.


– А вы поддерживаете переезд в Петербург специалистов из других регионов?

– Более того, мы этому способствуем. Мы проводим в разных регионах России ярмарки вакансий. Сегодня наш город занимает первое место в России по темпам роста внутренней рабочей миграции, мы даже столицу опередили.


– Как город планирует усилить контроль за нелегальной миграцией в Петербурге (в рамках своих полномочий)?

– Хотя, конечно, большинство иммиграционных вопросов лежит в сфере полномочий федерального правительства, но с теми, кто нарушает миграционные правила, мы боремся. В прошлом году нам удалось увеличить емкость центра временного задержания для таких лиц. Не думал, что именно городу придется координировать процесс депортации нелегалов. Но мы усадили всех за один стол – и федеральные ведомства, и бизнес, и транспортные компании – и в результате в 2013 году выдворили вдвое больше людей, чем годом ранее. И их число будет расти, потому что механизм работы с ними отработан. То есть сегодня нарушитель проведет в центре максимум три недели – и домой.

 

– Удовлетворены ли вы работой наших правоохранительных структур? И частный вопрос вдогонку: город в последние годы заполонила откровенная реклама заведений, предлагающих «отдых для мужчин», а это ведь не только преступление против общественной нравственности, но и административное правонарушение, распространение несанкционированной наружной рекламы...

– По статистике, Петербург – один из лидеров в стране по сокращению количества преступлений. И по итогам первого квартала текущего года тоже наблюдается снижение по некоторых видам противоправных деяний. То есть в целом, как руководитель города, я могу сказать, что положительно оцениваю работу МВД.

Что же касается таких правонарушений, как объявления аморального характера, которыми заклеены фонарные столбы, а иногда и стены домов, тут нужно пояснить следующее. С лета прошлого года полиция перестала привлекать к административной ответственности граждан за нарушения по статьям, предусмотренным петербургским законодательством. Закон о полиции не позволяет нашим полицейским этим заниматься. Он предписывает чиновникам наказывать нарушителей. А сделать это очень сложно. Для решения всех этих вопросов мы думаем создать некую административную инспекцию. Она бы привлекала к ответственности за все нарушения Административного кодекса Санкт-Петербурга – размещение незаконной рекламы, шумные работы и пр.


– Но это дополнительная нагрузка на бюджет города...

– Надеюсь, что эта инспекция будет самоокупаться за счет штрафов, которые сама и соберет. Возвращаясь к работе заведений, о которых идет речь в упомянутых объявлениях, полиция, конечно, не должна сквозь пальцы смотреть на деятельность притонов. На эту проблему я обязательно обращу внимание руководства ГУВД. Но нужно помнить, что это еще и проблема общественная. Порядок в умах полиция не наводит. Уверен, свое слово должны сказать и общество, и средства массовой информации, другие институты. Нельзя сначала обвинять власть в нетолерантности к пропаганде педофилии и однополой любви среди детей и подростков, шутить над мерами по укреплению традиционной семьи и традиционных культурных ценностей, а завтра требовать, чтобы власть активнее боролась с «отдыхом для мужчин». Нравственность должна стать предметом нашей общей заботы.


– Последний вопрос – о стадионе на Крестовском острове: у вас есть уверенность, что он будет достроен и открыт в срок?

– По-моему, в этом уверен уже не только я, а и те, кто еще совсем недавно критиковал темпы работ и состояние объекта. Приведу такой пример. Каждый год депутаты Законодательного собрания присылают мне вопросы к ежегодному отчету. В этом году вопросов особенно много, больше ста. Но среди них нет ни одного про стадион на Крестовском острове! Хотя до этого два года подряд стадионом интересовались практически все фракции.

Я регулярно бываю на Крестовском острове и контролирую ход стройки. Достроить стадион – дело чести Петербурга. Хочу сказать, что сейчас там очень серьезные сдвиги. Каждый день на площадку приезжает представитель комитета по строительству. Он проверяет, что сделано на объекте за день, согласно намеченному плану, и ставит задачи на следующий день. Идет еще и финансовый контроль работ на площадке. Во второй половине мая там начнется кропотливая и с технологической точки зрения уникальная работа – монтаж крыши. Туда уже завезена техника, готовятся конструкции. Я лично хочу на это посмотреть.

В общем, что стадион будет готов в срок, я уверен на 99,99%. Но, пока я лично не открою ворота на стадион, эта уверенность не станет стопроцентной.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru