23 апреля 2017, Воскресенье
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

АФИША ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Выпуск  № 002  от  10.01.2014
Драматурги на родной сцене
Владимир ШПАКОВ

Эскиз-спектаклем по пьесе Андрея Зинчука «Перед началом сеанса» завершилась реализация проекта «Драматурги Петербурга на петербургской сцене». Два с половиной месяца зрители имели возможность знакомиться с творчеством драматургов нашего города.

Что такое эскиз-спектакль?

Теперь можно с уверенностью сказать: проект оказался удачным. Публике предъявляли пьесы о том, что происходит здесь и сейчас, а не погружали ее в далекое прошлое, которое хитроумный режиссер старается «осовременить», заработав дивиденды на очередном «прочтении» классики.

Читатель может спросить: «А что такое эскиз-спектакль?! Наверное, речь идет о театрализованных читках пьес?». Нет, речь именно о спектаклях, которые сделаны когда наполовину, а когда вообще процентов на девяносто. Здесь есть сцена. Есть какие-то декорации. Есть актеры, режиссура, мизансцены. То есть актеры вживаются в роли, совершают физические действия, да и вообще выкладываются на полную катушку. А это разве не театр? Да, в руках у актеров – тексты. И декорации на живую нитку состряпаны, и кассу эскиз-спектакль вряд ли сделает. Но кассовый успех и не входил в задачу тех, кто задумал и реализовал этот масштабный проект.


Интересно – всем!

Идея возникла в недрах Гильдии драматургов Санкт-Петербурга и в петербургском отделении СТД. Председатель гильдии драматург Валентин Красногоров и его заместитель Андрей Зинчук предложили такой проект комитету по культуре и получили финансирование. Колесо завертелось, и уже в конце сентября в помещении театра «Остров» на Петроградской стороне был показан первый эскиз-спектакль по пьесе Катерины Файн «Немимора» (постановка В. Фунтусова).

Уже тогда стало ясно, что подобная форма предъявления драматургии увлекает актеров. Актрисам Екатерине Толубеевой и Елене Соболевой пришлось работать с двойной нагрузкой, тут ведь не спрячешься за музыку, шикарные костюмы и необычные декорации. Актер в рамках эскиз-спектакля, считай, голый, он может увлечь только мастерством и глубиной проникновения в роль. Но ведь и отдача в два раза больше! И зритель удовольствие получает, потому что видит перед собой не театрализованное шоу (во что зачастую превращаются нынешние спектакли), а жизнь человеческой души, что проживается на его глазах.

То, что эскиз-спектакли по современным пьесам привлекают зрителя, также стало ясно с самого начала. Происходящее на сцене его волнует, тревожит и заставляет живо реагировать. Доказательство этого интереса – аншлаги практически на всех показах. Когда в библиотеке Маяковского представляли пьесу автора этих строк «Кукушкины слезы», не хватило приставных стульев, и часть публики смотрела показ стоя. И на представлении «Фарсов XXI века» Юрия Ломовцева в клубе «Камертон» зрители стояли в дверях; и оба показа в Карельской гостиной Союза театральных деятелей (эскиз-спектакли по пьесам Олега Ернева и Андрея Зинчука) проходили при полных залах, причем никто не ушел.

Этот момент хочется подчеркнуть особо. Кто-то скажет, мол, залы выбраны не самые большие, да и денег со зрителя не берут – чего ж ему не развлечься на дармовщинку? Отвечу: нынешний петербургский зритель настолько искушен и избалован, что запросто «голосует ногами», даже заплатив за билет тысячу рублей. Или зевает в зале, или переговаривается с соседом, или смотрит в дисплей мобильника, а не на сцену. Если же зритель выдерживает, не шелохнувшись, полтора часа театрального действия, не требуя антракта и буфета, – то действие, значит, того стоит.

Уже не первый год театрализованными читками с большим энтузиазмом занимается народный артист России Олег Леваков. В работу над эскиз-спектаклем по пьесе «Кукушкины слезы» активно включился заслуженный артист России Гелий Сысоев, ко всему прочему, предложивший несколько важных изменений в тексте пьесы. С Гильдией драматургов охотно сотрудничает народный артист России Иван Краско, как и многие другие, пусть не столь именитые, но талантливые артисты питерских театров.


Репертуарный перекос

Все это не случайно. И зрители, и актеры, и драматурги не могут не видеть репертуарного перекоса, что наблюдается на петербургских театральных подмостках. Нельзя сказать, что современные пьесы в нашем городе не ставят вовсе. Но каждый может взглянуть на афишу любого известного (да и не очень известного) питерского театра и подсчитать количество авторов, которые пишут на современные темы. Уверяю: процент будет очень невысок. По определенным причинам в репертуаре преобладают бессмертные имена, которые нам более чем известны; дополняют список зарубежные авторы, многие из которых тоже давно ушли в мир иной.

Вынужденные пребывать в маргинальном пространстве в тени Чехова, Гоголя, Островского, Шекспира etc., ныне действующие петербургские драматурги переориентируются на Москву, провинцию и зарубежье, где их пьесы обретают сценическое воплощение. В 2006 – 2012 годах в профессиональных театрах страны и зарубежья по 135 произведениям членов Гильдии драматургов Петербурга поставлено свыше 370 спектаклей и снято около десятка сценариев. Сотни спектаклей по пьесам наших земляков сыграны в любительских, учебных и студенческих театрах и студиях России и других стран. Увы, в афише петербургских театров вы их имен почти не увидите.

Причем это касается даже самых известных наших драматургов. Десятки спектаклей по пьесам Людмилы Разумовской идут в Москве, российской провинции, Прибалтике, во многих европейских странах, даже в Бразилии, но в Петербурге она представлена лишь одной пьесой на Малой сцене ТЮЗа. Вот почему Разумовская тоже участвует в проектах гильдии – этой осенью в рамках проекта «Драматург. Театр. Пьеса» состоялась театрализованная читка ее пьесы «Французские страсти на подмосковной даче» в Молодежном театре.

Благодаря проекту «Драматурги Петербурга на петербургской сцене» пьесы наших авторов все-таки пробиваются на сцену. Восемь показов, с успехом прошедших минувшей осенью, встретили живой отклик зрителя, что, конечно же, стимулирует авторов, воодушевляет актеров и режиссеров, ну и, будем надеяться, заставит соответствующие структуры и в будущем оказывать поддержку инициативам гильдии.
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru