8 декабря 2016, Четверг
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 143  от  30.07.2013
Танцуют санкюлоты и аристократы
Лариса АБЫЗОВА

Михайловский театр завершает сезон премьерой балета «Пламя Парижа» – легенды отечественного искусства. Творение композитора Бориса Асафьева, балетмейстера Василия Вайнонена и художника Владимира Дмитриева, увидевшее свет рампы Кировского (Мариинского) театра в 1932 году, является одним из самых значимых достижений жанра советского драмбалета.

Романтика революционной борьбы оказалась близкой сегодняшним зрителям.Этот жанр требовал разработанного литературного сценария, наличия четкой режиссерской концепции и «танца в образе», то есть окрашенного драматической игрой.

Все это в «Пламени Парижа» было: либретто по историческому роману Феликса Гра «Марсельцы», яркие образы борцов за свободу и контрреволюционеров. Не соответствовал спектакль Вайнонена только одному условию драмбалетного жанра, требующему преобладания пантомимы при полном отказе от традиционных классических структурных форм и ансамблей. Но балетмейстер не поступился славными традициями русского балетного наследия, и его спектакль был наполнен танцевальной стихией.

Вайнонен мастерски соединил пантомиму и танец, который стал у него главным выразительным средством создания образа революционного народа. Однако «Пламя Парижа», обошедшее сцены многих советских театров, в начале 1960-х годов исчезло, казалось, навсегда. Сохранилось только pas de deux, которое исполняют на балетных конкурсах самые способные, претендующие на лидерство артисты, да 20-минутный фильм, запечатлевший некоторые фрагменты и фантастический танец Вахтанга Чабукиани, первого и непревзойденного исполнителя партии Филиппа.

В Михайловском театре не претендовали на идентичное воссоздание легендарного балета. Хореография Вайнонена воспроизведена в редакции балетмейстера-постановщика Михаила Мессерера, сократившего 4-актный спектакль в 6 картинах до 3-актного в 5 картинах. Сценография и костюмы Владимира Дмитриева реконструированы Вячеславом Окуневым. Музыкальным руководителем стал дирижер Валерий Овсяников.

Однако обновленное «Пламя Парижа» дает представление о спектакле 80-летней давности. Борьба санкюлотов (так называли в революционной Франции представителей взбунтовавшегося народа) с носителями зла аристократами передана в ряде драматических пантомимных эпизодов. Здесь стреляют, дерутся на шпагах, активно размахивают флагами и лозунгами, выстраиваются в эффектные символические группы. В спектакле задействован хор, исполняющий революционные песни. Но главным художественным средством все равно остается танец. Танцевальная стихия Вайнонена захватывает и сцену, и зрительный зал. Танец классический и танец характерный – редкий случай! – равноправны.

Марсельцы, парижане, овернцы, баски, сливаясь в единую революционную массу, интонируют свои хореографические темы только им присущими красками. Разнообразен и танец классический. В королевском дворце с его помощью показан «спектакль в спектакле» в исполнении придворных артистов Дианы Мирей (Екатерина Борченко) и Антуана Мистраля (Николай Корыпаев). Пластика их персонажей из мифологического балета стилизована под эпоху XVIII века.

В третьем акте балета в танцах-аллегориях «Свобода» (Екатерина Борченко, Марат Шемиунов), «Равенство» (Астхик Оганесян, Виктория Купепова, Светлана Бедненко), «Братство» (Виктор Лебедев, Андрей Яхнюк) классическая лексика позволяет создать впечатляющие символы, соответствующие лозунгам французской революции.

И совсем иным предстает классический танец в знаменитом pas de deux, которое в исполнении Оксаны Бондаревой (Жанна) и Ивана Васильева (Филипп) стало высшей точкой спектакля. Оно ознаменовало и победу революции, и личный праздник героев – их свадьбу. Впрочем, любовная тема в балете совсем не разработана, и о свадьбе персонажей, всецело поглощенных борьбой за свободу, можно узнать только из текста программки.

Романтика революционной борьбы с ее призывами к свободе, равенству и братству оказалась близка сегодняшним зрителям. Публика, вероятно, уставшая от разгадки ребусов в работах художественного руководителя балетной труппы Начо Дуато, живо откликалась на события, понятно и логично изложенные в сюжете «Пламени Парижа». В спектакле красивые декорации и костюмы. Занятые на сцене 140 участников имеют возможность показать свои таланты в исполнении сложнейшей танцевальной техники и в актерском мастерстве. «Танец в образе» ничуть не устарел, не перестал высоко цениться зрителями. А потому премьера «Пламени Парижа» в Михайловском театре встречена петербургскими зрителями с неподдельным энтузиазмом.


ФОТО Стаса ЛЕВШИНА


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru