26 мая 2017, Пятница
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ

Выпуск  № 113  от  20.06.2013
Из чего шьют
велосеть

Лев БЕРЕЗКИН

Состоялось первое заседание экспертной группы по велосипедному движению нового Совета по градостроительной деятельности в Петербурге (не путать с Градостроительным советом). Специалисты обсудили два подхода к развитию «велосипедизма» – глобальный и локальный.

Первый изложен в 300-страничном труде, подготовленном московским институтом НИИАТ, который выиграл тендер. Эта концепция исходит из того, что велосипед должен стать в определенной мере альтернативой автомобилю. По оценке Ильи Гуревича, почетного председателя клуба «ВелоПитер», он представлял данную работу, среди ее достоинств – комплексность и логика. Разработчики предложили трехэтапную схему развития велодорожек – от общегородского каркаса до мелкой сети в кварталах. Дорожки связывают «спальные» районы с центром и не идут в самый центр, где потребуются тонкие решения, отработанные на практике в других местах. Продумана система велопарковок с прокатом и сервисными услугами в транспортных узлах и на железнодорожных станциях.

Но и недостатков у столичного проекта хватает. Гуревич выделил три главных. Маршруты велодорожек явно нарисованы автомобилистами, поскольку привязаны к дорогам, а надо уводить велотрассы подальше от оживленных магистралей и улиц. Это в интересах безопасности велосипедистов и комфорта их поездок.

Идея бесплатных парковок красива, но утопична. Сейчас такие существуют у станций метро «Обводный канал» и «Улица Дыбенко». Если у первой велосипеды иногда оставляют, то у второй делать это никто не рискует. Велопарковки должны быть охраняемыми, следовательно, платными. В Западной Европе с помощью разных финансовых механизмов добиваются того, что цена аренды места оказывается вполне приемлемой. Стоимость годового абонемента может составлять 50 евро.

Наконец, необходимо связывать велодорожками город и область. В крупных жилых массивах, которые появляются на приграничных областных землях, потребность в велосообщении с Петербургом очевидна.

Другой вариант развития велосети предложила группа специалистов из разных организаций, которая объединилась в «Открытую Лабораторию Город». Прежде всего они исходили из того, что велосипед не альтернатива автомобилю. Он служит не столько для регулярных перемещений горожан из одной точки в другую (хотя и это возможно), сколько для создания комфортной среды, как инструмент коммуникации и социального развития.

Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Петербурге, который представлял эту работу, начал с того, что у нас в городе 2 млн велосипедов. Это означает, что потенциальными велосипедистами является более половины трудоспособного населения. Велосипед должен стать элементом повседневной жизни. Эксперты полагают, что массовый характер могут иметь поездки продолжительностью 30 минут или на расстояние по городу примерно 5 км.

Это могут быть поездки на работу, если она находится недалеко от дома, в магазины за повседневными покупками, в спортзал, до электрички, чтобы покататься за городом. «Лаборатория» предложила в качестве пилотного проекта локальную систему велодорожек в северо-восточной части Петербурга. Существующая система улиц и их ширина позволяют проложить велодорожки от жилых домов до железнодорожных станций Старая Деревня и Удельная, до ЦПКиО, Удельного парка и Парка 300-летия Петербурга, а также к крупным торговым центрам.

Опробовав велодорожки, велопарковки, места аренды велосипедов в районе массовой жилой застройки, можно переходить к работе на других территориях, в том числе в центре Петербурга.

Вариант «Лаборатории» поддержал Алексей Митяев, советник вице-мэра Москвы – руководителя департамента транспорта. В столице пробуют разные локальные варианты велодорожек, опрашивая пользователей, подбирая оптимальные варианты, которые не ущемляют права пешеходов и автомобилистов. На днях там открыли велодорожку «Парк Победы – парк Культуры» длиной 16,3 км, это самая протяженная велотрасса в Москве. Она проложена в основном в зеленой зоне и почти не использует улицы. И в то же время связывает несколько важных точек в западной и юго-западной частях города.

Подводя итоги разговора, Вячеслав Семененко, советник губернатора Петербурга, заметил, что не видит неразрешимых противоречий в двух концепциях. Экспертам предложено «сшить» два документа, чтобы вынести общую позицию на Совет по градостроительной деятельности.


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru