27 августа 2016, Суббота
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 052  от  21.03.2013
Башмачки до свадьбы доведут
Полина ВИНОГРАДОВА

На сцене Театра оперы и балета петербургской Консерватории показали музыкальную комедию «Башмачки», написанную в 1942 году татарским композитором Джаудатом Файзи. В основе сюжета – пьеса драматурга Хабибуллы Ибрагимова, который в свою очередь сделал инсценировку старинной народной песни о девушке, потерявшей башмачки. В Петербурге музыкальную комедию «Башмачки» на языке оригинала исполнили солисты, оркестр «Татарика» под руководством Рината Халитова и хоровая группа оперной студии Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. С коллективом родного вуза, который она закончила в прошлом году, на гастроли приехала заслуженная артистка Республики Татарстан Эльмира Калимуллина – финалистка телешоу «Голос» на «Первом канале».

Действие разворачивается в Казани в конце позапрошлого века. Музыкальный спектакль начинается с девичьего танца на ярмарке, таким же танцем кончается, но уже на свадьбе. Около десятка девиц в традиционных костюмах, с косами до пояса, жених в тюбетейке, купец в кафтане – дефиле этнической моды с яркой палитрой красок! Парча, шелка, кружево и вышивка, стук каблучков, румяные лица, бьющая через край энергия молодости. О культурном разнообразии нашей родины многие столичные жители имеют представление разве что благодаря экспозиции Этнографического музея. Но нельзя понять народ, не зная его песен, не погружаясь в стихию плясок. А эту возможность дает только театр. К сожалению, гастроли театров из бывших республик СССР у нас случаются нечасто и не подаются как событие, которое пропустить нельзя. И это большое упущение тех, кто рулит современной культурой. Потому что интерес друг к другу и уважение достигаются главным образом благодаря искусству. А это и есть залог дружбы народов, к которой все стремятся, да мало кто достигает.

Другое дело, способны ли мы – заложники предрассудков о необходимости европейского глобализма, отменившего культурно-национальные границы, – заново осознать ценность народных традиций.

Создатели спектакля уверены, что да. И увлеченно разыграли сюжет из своего родного фольклора, заставив петербургскую публику два часа слушать татарскую речь и внимать оригинальной музыке основоположника татарской музыкальной комедии.

Покупка башмачков в национальной культуре – целый ритуал: обуется невеста – не убежит от жениха (тут можно вспомнить, что и герой гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» кузнец Вакула хочет раздобыть именно черевички как способ привязать к себе возлюбленную Оксану). Надо ли говорить, что юная героиня «Башмачков» Сарвар не в силах отказаться от обновки, которую привез ей отец Карим-бай в подарок от претендента на ее руку и сердце. И как только Сарвар принимает этот отнюдь не бескорыстный дар, начинается история семейного надувательства. Артисты разыграли самый что ни на есть типичный сюжет народных преданий о всепобеждающей любви, который, как правило, предполагает конфликт между благородным, но бедным юношей и отцом, страдающим от жажды обогащения. В таких случаях прелестница дочка служит приманкой для выгодного в финансовом плане мужа. Все это подано как остроумная сатира на общество, смешное в своем раболепии перед денежным мешком.

В спектакле «Башмачки» Эльмира Калимуллина играет тетушку Джихан, торгующую по домам разной мелочью, короче говоря, тряпичницу. Эта тетушка – смекалистая сваха, которая в финале всех примирит и сердца воссоединит. Кто-то скажет: это все равно что доверить первой красавице театра роль няньки в пьесе «Ромео и Джульетта». Ничего подобного. В этой сатирической истории образ тетушки Джихан – самый яркий, как рельефное изображение среди живописных портретов. Она – воплощение национального характера, неоспоримая народная мудрость. Болтает, ворчит, обводит вокруг пальца, восклицает «Аллах акбар!», всплеснув руками... О таких говорят «настоящая баба», и «настоящие мужики» летят к таким как пчелы на мед. Все это как-то не вяжется с обликом тростинки Эльмиры Калимуллиной, но оказалось, что эта девушка с глазами лани и внешностью шамаханской царицы обладает незаурядным комическим даром. Как уморительно она флиртовала с барским кучером!

В красочных интерьерах – изумруд да золото – люди только и делали, что обводили друг друга вокруг пальца. И всем этим заправляла хитрая, точнее мудрая, тетушка Джихан. В национальном головном уборе, на который наброшен длинный платок, в парчовом жилете, расшитом золотыми нитями, надетом поверх розового сарафана (у главной героини в исполнении Гузель Зиганшиной почти такой же наряд – только голубой), она пела... впрочем, как поет Эльмира Калимуллина, знает, кажется, большая часть населения нашей огромной страны, обеспечившая телешоу «Голос» зашкаливающие рейтинги.

Справедливости ради стоит отметить, что и Гузель Зиганшина обладает почти таким же чистым и глубоким тембром. Видимо, природа наделяет татарских женщин способностью петь легко и свободно, и песня звучит ровно и трепетно, как дыхание.

Хочется, чтобы и впредь две девушки, заслуженные артистки Республики Татарстан Эльмира Калимуллина и Дина Гарипова, подчеркивали свою национальную самобытность, отказались от евростандартов и ввели в моду татарские башмачки.
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru