22 июня 2017, Четверг
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ЭКОНОМИКА

Выпуск  № 047  от  14.03.2013
Мундиаль в конце тоннеля
Схему будущего метро в Петербурге перевернули с ног на голову
Александр ВЕРТЯЧИХ

На прошлой неделе, пока мужчины всей страны штурмовали цветочные киоски, петербургские власти преподнесли всем горожанам подарок особого рода.

Что ждали

На ходу и практически на 180 градусов меняется концепция развития метрополитена: вместо «южного броска» (строительство 5-й и 6-й линий) теперь будет «северный» – продление 3-й линии метро до улицы Савушкина через не существующий пока стадион на Крестовском острове. Который, как мы знаем, призван украсить собой главное достижение России в 2018 году – мундиаль, то есть чемпионат мира по футболу. Если раньше горожане думали, что сей праздник спорта обойдется петербургской казне в 40 – 45 миллиардов целковых, то теперь картину следует рисовать в иных тонах. Помимо стадиона, затраты на строительство которого сопоставимы с ценой возведения ветки метро, город может лишиться и самого метро – в том виде, в каком мы хотели его видеть до 2020 года...

Разберемся в ситуации подробнее. Вопрос первый: чего мы ждали от развития подземки? К 2017 году (все понимали, что реально где-то к 2020-му) в Петербурге должна была появиться новая, 6-я, ветка метро – от станции «Казаковская» (или «Юго-Западная», как нарисовано пунктиром на нынешних схемах метро) до «Обводного канала-2».

Вскоре после выхода к Обводному каналу 6-я линия была бы продлена к Невскому проспекту и Московскому вокзалу, где возник бы подземный метровокзал из трех станций: «Площадь Восстания», «Маяковская» и «Знаменская». Последняя как раз и относится к 6-й линии. Кроме того, новая ветка пересеклась бы с 5-й линией на станции «Лиговский проспект». В более далекой перспективе «шестерка» должна была выйти на Большую Охту.

Запуск большого участка с Юго-Запада, задыхающегося от пассажиропотока, ближе к центру запланирован неспроста. Строить «шестерку» небольшими отрезками (до соединения с 1-й и 2-й линиями) бессмысленно: в час пик на станциях «Кировский завод» и «Московские ворота» в поезда красной и синей веток и так не зайти.

Помимо строительства 6-й линии к 2020 году Петербург с большой долей вероятности получил бы продолжение 5-й ветки до станции «Шушары» (куда уйдет весь колпинский пассажиропоток) и 4-й – до «Театральной». И все же самое «узкое место» на транспортной карте Петербурга – это именно Юго-Запад, где в последние годы бурно развивается жилищное строительство. Помимо «Балтийской жемчужины» огромные массивы строятся в Красном Селе и окрестностях, а также в Петродворцовом районе.

Несколько лет назад городским руководством было заявлено, что свободных земель под жилищное строительство в Приморском районе уже нет и «девелоперский акцент» смещается на Юго-Запад. По оценкам экспертов, в ближайшие годы численность населения этой части северной столицы увеличится на 500 – 600 тысяч человек. И все эти люди, а также старожилы Красносельского района, Стрельны, Петергофа и Ломоносова вывозятся «в город» по одной-единственной ветке метро – 1-й. Стоит ли объяснять, что творится на «Проспекте Ветеранов», «Ленинском проспекте» или «Автово» в часы пик?

Есть, конечно, планы развития наземного транспорта. Но почему-то слабо верится в появление ветки скоростного трамвая в Петергоф – по маршруту попросту нет свободных участков для прокладки рельсов, да и куда приведет «легкорельс» – уж не к вышеназванным ли станциям метро?

Говорить об улучшении сообщения по железной дороге – что читать роман в стиле фэнтези. Железнодорожники зарядят такой «инфраструктурный коэффициент», что перевозка пассажиров на электричках станет для города золотой. А повлиять на это РАО у властей Северной Пальмиры нет абсолютно никаких возможностей. Получается, что у метро в Петербурге альтернативы нет.


Что получили

Теперь – ко второму вопросу: куда же в канун 8 Марта занесло «руководящий карандаш»? На жизненно важной 6-й линии поставлен крест. Во всяком случае перспектива прокатиться на поездах новой ветки откладывается в «заоблачные дали». Вместо этого велено продлить 3-ю линию метро от «Приморской» до «Улицы Савушкина». Из всех вариантов выбран наихудший: зеленая ветка имеет ограничение по длине составов (не более 6 вагонов). То есть в утренний час пик поезда, идущие с севера, будут прибывать на «Приморскую» уже забитыми, а у жителей старой части Васильевского острова шансов сесть на метро в часы пик не будет уже никаких.

Однако выбор этого варианта легко объяснить с чиновничьей позиции: именно так можно сделать «блицкриг» к мундиалю. Гораздо проще продлить близлежащую ветку, чем строить длинный отрезок 4-й линии, как это и предполагалось изначально. На оранжевой ветке могут ходить 8-вагонные составы, она станет альтернативой зеленой ветке, а не перегрузит ее.

Вы скажете: «Позвольте, но в новой концепции продление 4-й линии тоже значится!». Да, спору нет. Вот только «значится в концепции» – не означает «будет сделано». Смотрим сроки: на дворе уже весна 2013 года, а метро к стадиону велено «подключить» к 2018-му. Сейчас, кроме карты-схемы и проведенной по ней «карандашной линии», нет ничего. Нет ни проектно-сметной документации, ни землеотводов под станции и вентиляционные шахты, ни конкурсов по выбору подрядчиков. По сути, у строителей на все про все есть четыре года. Даже если им обеспечат отличное финансирование (что тоже не факт), возвести сразу две линии к стадиону не получится. В лучшем случае продлят 3-ю ветку со всеми «вытекающими».

Автору этих строк могут заметить: «Объекты чемпионата мира по футболу строятся как общенациональный проект, им дадут зеленый свет на всех уровнях власти. Проблем не будет!». Конечно, не стоит спорить с главной географической особенностью России – где «начинается земля, как известно, от Кремля». И планы петербургского метростроя корректируют не потому, что кто-то из персонала Смольного «встал не с той ноги».

Однако и в успешность «указаний из Кремля» верится с трудом. Особенно если следить за мытарствами высшего руководства страны в Сочи, где без «ручного управления» не решается ни одна мало-мальски сложная проблема. Да и в Петербурге стадион строится как-то вяло, хотя сколько уж было дано указаний, да и с какого верху!

Поэтому уповать на счастливое «метробудущее» объектов мундиаля сложно. Быть может, хоть жителям Курортного района повезет – они смогут-таки насладиться красотами новой станции метро. Но не исключен и самый типичный для России вариант: при частой смене «концепций» к указанному сроку не будет реализовано ни одной...

 

Экспресс-комментарий
Где в городе пора построить новые станции метро?

Леонид ЛЕЙКИН
художественный руководитель театра «Лицедеи»:

– Конечно, было бы неплохо построить метро у меня на даче. А если серьезно, то надо разгружать наши самые забитые в час пик станции, например «Василеостровскую». Хотелось бы, чтобы у нас в городе работало как можно больше станций подземки и не было таких ситуаций, как с «Петроградской»: когда ее закрыли, мне, например, стало тяжело добираться в театр. Все альтернативные варианты оказались неудобными.
То, что сейчас планы по строительству метро перекроили, не такая уж и страшная беда, поскольку рано или поздно все равно все построят, ведь альтернативы у метро нет.


Константин ФЕДОРОВ,
адвокат:

– У меня здесь пристрастное мнение. Я являюсь фанатом и ярым болельщиком футбольного клуба «Зенит». Поэтому считаю, что станция метро непосредственно рядом с новым стадионом необходима, ее однозначно надо строить.
С другой стороны, город сегодня в постоянных пробках, добраться из одного места в другое порой очень трудно, необходимы как воздух новые станции метро. Поэтому отодвигать уже запланированное строительство новых станций нельзя. Этим должны озаботиться чиновники. Нужно искать спонсоров для строительства станции около стадиона. Более того, на мой взгляд, обратиться за средствами можно к футбольным болельщикам. Я бы лично сбросился на строительство такой станции.


Юлия ТИТОВА,
основатель благотворительного магазина «Спасибо»:

– Новые станции однозначно требуются городу, но я не могу предложить свои варианты развития метро. Дело в том, что я очень мало пользуюсь подземкой. Я практически не бываю в метро в часы пик, не стою в пробках на вход и выход, на подъемах на эскалаторе. Все основные места, где я бываю, находятся довольно близко друг от друга в центре города. И я езжу от одного до другого на роликах или на велосипеде. Это и весело, и спортивно.


Подготовила
Дарья ОХРИМЕНКО


 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru