25 марта 2017, Суббота
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Выпуск  № 245  от  18.12.2012
Метаморфозы осадной памяти
Сергей ГЛЕЗЕРОВ

«Круглый стол» «Осадная память» состоялся в рамках историко-культурного проекта «Свидетели осадных дней», посвященного судьбам двух городов-героев – Ленинграда и Севастополя (выставка проходит в Союзе художников на Большой Морской ул., 38).

– Многие современники, говоря о блокаде Ленинграда, употребляли и понятие «осада», – отметил ведущий «круглого стола» историк Юрий Басилов (Европейский университет в Петербурге). – Само это слово обращает нас к многовековой традиции защиты осажденных городов. Осадное сидение является социально-психологическим и историко-юридическим феноменом, а осадная память – особым феноменом исторической памяти России.

В этом же ряду – кровное родство героизма защитников Ленинграда и Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Одной из первых блокаду Ленинграду и осаду Севастополя сравнила Ольга Берггольц. В своем очерке в ноябре 1944 года поэтесса отмечала, что развалины Севастополя, «застывшие в порыве сопротивления, вызывают чувство гордости».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что время единой спущенной сверху и идеологизированной версии памяти блокады прошло. Сегодня можно говорить о том, что в разных социальных группах и поколениях своя собственная память о блокаде.

Среди участников «круглого стола» были представители самых разных сфер общественной жизни, выступающих хранителями исторической памяти, – поэты, художники, скульпторы, историки, архивисты. Исследователь Юрий Лебедев обратил внимание на характерную деталь: за последние двадцать лет не вышло практически ни одного художественного произведения о блокаде. Неужели тема перестала быть интересной читателям и писателям? И почему едва ли не единственной книгой в этом ряду стал бестселлер американского сценариста и писателя Дэвида Бэниоффа? Кстати, эта очень любопытная и захватывающая книга под названием «Город» (в оригинале – City of Thieves) доступна в русском переводе: она была издана в России в 2010 году.
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru