27 сентября 2016, Вторник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ОБЩЕСТВО

Выпуск  № 115  от  26.06.2012
Город
вот-вот поумнеет

Дарья ОХРИМЕНКО

Культурную столицу давно грозятся превратить в «умную». «Умный город» – это популярная во всем мире форма модернизации мегаполисов.
Все в жизни города – от транспортного потока до хранилищ библиотек из хаоса превращают в систему. Процесс идет медленно, но какие-то подвижки есть. Так, с 1 июля заметно «поумнеют» в Петербурге государственные услуги.

На самом деле специализированный интернет-портал госуслуг (gu.spb.ru) существует в открытом доступе уже три года. Но сейчас он особой популярностью не пользуется, про него просто мало кто знает. Да и услуг предоставляет не так уж и много – 32, в то время как многофункциональный центр (МФЦ) на улице Красного Текстильщика оказывает около двухсот. В скором времени разница должна быть устранена: разработчик сайта (ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитической центр») к концу года обещает объединить в онлайне все городские ведомства.

Сегодня официальный сайт первым по запросу «портал государственных услуг Санкт-Петербурга» выдает любая поисковая система. Казалось бы, все хорошо. Ресурс прост в обращении. Легкая навигация, приятный интерфейс... Правда, сразу понимаешь, что портал государственный – язык сухой и слишком официальный для интернет-ресурса.

В Москве попытались разбавить атмосферу с помощью таких опций, как кнопка «Хорошо». Фактически эта кнопка повторяет «мне нравится» социальной сети Facebook, только вместо логотипа сети там изображен герб Москвы. Петербургские разработчики от подобных «бантиков» отказываются, мотивируя тем, что для этого придется создавать целую систему анализа результатов. Идти на поводу у интернет-моды в ущерб смыслу в культурной столице не собираются. Ресурс и так, по их мнению, дает достаточно данных для обработки. Впрочем, новые опции появятся уже в ближайшие дни.

Преимущество портала в том, что предусмотрена обратная связь. Например, если вы восстанавливаете утерянный документ, то сотрудник службы, куда был направлен запрос, может вступить с вами в электронную переписку. При этом вся переписка сохраняется, и человек в любом случае получит ответ.
Кроме того, поинтересоваться можно чем угодно просто на стене отзывов. Там встречаются вопросы от «я не нашла ОВИР» до «почему здесь нельзя оплатить штрафы в ГИБДД». В первом случае подсказывают, как пройти, во втором объясняют, почему такой возможности нет и не будет.

Также на сайте есть такие сервисы, как «Электронный помощник», который подскажет, как заполнить сложную форму; «Электронный консультант» (у него можно уточнить, например, некоторые юридические тонкости) и «Электронный калькулятор» для желающих узнать, сколько придется заплатить государству. Вроде бы все понятно и разработчикам можно поставить «лайк», но почему же тогда столь полезный сайт не пользуется бешеной популярностью?

Ответ прост: деньги на создание выделили, а вот на пиар и рекламу – нет. О портале узнавали лишь через сарафанное радио. Об интернет-услугах читали на стендах с обычными бумажными объявлениями в отделах комитета записи актов гражданского состояния и в отделах образования районных администраций Санкт-Петербурга... Неудивительно, что самыми популярными запросами на сайте на данный момент остаются постановка детей на очередь в детсады и бронирование дня свадьбы.

А ведь через портал можно сделать много полезного – даже записаться на прием к врачу. Можно разобраться с необходимыми документами по вопросам трудоустройства, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и пр. Согласитесь, сделать это из дома намного приятнее, чем отстоять очередь в том же МФЦ. Причем работать с сайтом можно и с помощью мобильного телефона – для гаджетов есть отдельное приложение.

Разработчики системы обещают, что сайт станет панацеей от бесцельной траты времени, даже несмотря на то что получить все существующие государственные услуги через портал реальным не будет никогда. На сайте разместят всю необходимую справочную информацию, но дублировать то, что можно сделать на других онлайн-ресурсах, не будут. Поставят лишь ссылки. Например, оформление загранпаспорта – это федеральная услуга, поэтому на региональном уровне она доступна не будет. Но все, что нужно знать об этой процедуре, на портале есть уже сейчас.

Но только смогут ли люди воспользоваться всеми этими нововведениями? Деньги на «умный город» выделили, а вот с умом ли? В бюджет мероприятия вновь не заложили расходы на пиар и рекламу.

Главной целью проекта заявляется не просто размещение информации об услугах госорганов Санкт-Петербурга во Всемирной паутине, но и создание масштабной системы. Одна из составляющих проекта – интеграция с единым порталом государственных услуг РФ. Уже 30 видов госуслуг нашего города доступны людям из других регионов. Слияние для Петербурга произошло быстро и безболезненно, в ведомства автоматически начали приходить запросы из других городов. Но петербуржцы опять оказались не в курсе. Город стесняется, что он так медленно «умнеет»?

Между тем пора взяться и за другие проблемы. Например, за движение транспорта. Для создания портала госуслуг в Петербурге была выбрана разработка IBM WebSphere. Она широко применяется в развитых странах для создания общих информационных баз данных. Например, на этой платформе построено движение транспорта в Стокгольме. Ведь стояние в пробке угнетает людей ничуть не меньше, чем очереди, скажем, в налоговой.


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru