27 июня 2017, Вторник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 106  от  14.06.2012
От адских бездн до райских высей
Георгий КОВАЛЕВСКИЙ

В рамках XX фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Концертного зала Мариинского театра и в зале «Яани кирик» с большим успехом прошел
V фестиваль современной музыки «Новые горизонты».

Первые «Новые горизонты» стартовали в Мариинке осенью 2007 года и сразу заявили о себе высочайшим качеством исполнения современной музыки, что в России услышишь редко. В течение пяти лет фестиваль менял время проведения и вот наконец оказался вписанным в самый интересный и представительный в Петербурге форум классической музыки. Программа пятых «Новых горизонтов» оказалась на редкость удачной. Во-первых, это был почти что авторский фестиваль одного из ярких современных композиторов Александра Раскатова (почти на каждом концерте звучали его сочинения), а во-вторых, в двух заключительных вечерах можно было увидеть и услышать парад великолепных виолончелистов нашего времени, исполняющих новую музыку.

Из прошедших шести концертов фестиваля три были посвящены камерной музыке, а три, соответственно, симфонической. За дирижерским пультом двух масштабных концертов стоял Валерий Гергиев (который, правда, в первом отделении заключительного вечера отправил Павла Смелкова сражаться со сложнейшей партитурой Второго виолончельного концерта Бориса Тищенко), а одна из программ была доверена эстонскому дирижеру Андресу Мустонену.

Мустонен уже выступал в этом сезоне в Петербурге, великолепно исполнив в конце марта в цикле Великопостных концертов вместе с Эстонским симфоническим оркестром и хором Михайловского театра сложнейшую партитуру «Алиллуйя» Софии Губайдулиной. В этот раз в воскресенье Троицы он представил довольно необычную программу под названием «Лестница в небо». По собственному признанию, Мустонен сделал не просто концерт, а вечер-действо, посвященный поискам истины. Каждое из исполненных произведений по-своему раскрывало извечную тему любви и смерти. Вагнеровское страстное томление сменялось возвышенными диалогами Сильвестрова с миром чистейшей и незамутненной красоты. Адские бездны «Алфавита смерти» Раскатова на стихи Хлебникова (солист – Олег Сычев) соседствовали с райскими высями «Молитвы Ефрема Сирина» Кнайфеля. В завершающем концерт сочинении Гии Канчели «Отпечатки пальцев» моменты покоя и созерцания сметались внезапными мощными вторжениями оркестровой массы, символизирующими неумолимый ход времени.

Каждым сочинением Мустонен дирижировал с полной отдачей, погружаясь в потоки музыки. Оркестр под его руками был гибок, пластичен и наполнен жизнью. Примечательным этот концерт делало еще то обстоятельство, что трое авторов исполняемых сочинений – Раскатов, Сильвестров, Кнайфель – лично присутствовали в зале.

Сочинение Александра Раскатова «Алфавит смерти» на стихи Велимира Хлебникова, замечательно спетые мариинским баритоном Олегом Сычевым, стало одним из самых мрачных произведений фестиваля и родилось как непосредственный отклик композитора на собственную оркестровку «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Эта оркестровка (весьма отличная от знаменитой оркестровки Шостаковича) в трактовке Валерия Гергиева и солиста Сергея Семишкура на сцене Концертного зала Мариинского театра прозвучала дважды. Первый раз – в конце мая и во второй – на концерте-открытии «Новых горизонтов».

Между четырьмя песнями Мусоргского Раскатов поместил собственные интерлюдии «Застывшее время». Великолепный мастер инструментовки, он очень тонко и верно почувствовал мистический колорит музыки Мусоргского и с помощью изысканных тембровых красок сумел передать потрясающую глубину и вечную современность цикла.

Иной полюс, царство чистоты и света, Раскатов представил в специально заказанном Мариинским театром сочинении для трех виолончелей и оркестра «Три ангела пели». Премьерой этого произведения под управлением Валерия Гергиева и завершился фестиваль. Кроме трех солирующих виолончелей в исполнении приняли участие трое мальчиков, которые находились рядом с органными трубами. Перепеваемые виолончелями и детскими голосами мелодии создавали взаимоотражаемую связь неба и земли.

Каждый из участвовавших в премьере виолончелистов сыграл тем вечером по сложнейшему современному концерту (Иван Монигетти исполнил концерт Эки Свеен Тююра, Гавриил Липкинд – Витольда Лютославского, Александр Ивашкин – Николая Корндорфа). Днем ранее они участвовали в камерном вечере в эстонской церкви «Яани кирик», расположенной неподалеку от Концертного зала Мариинки. Современные сочинения перемежались с виолончельными сюитами Иоганна Себастьяна Баха. Таким образом, каждый участник концерта (за исключением Сергея Ролдугина, исполнившего пьесу Dolce for niente Раскатова, в которой сам автор аккомпанировал на рояле и ударных) исполнил музыку Баха и современную пьесу.

Солисты, музыканты высочайшего уровня, обладают собственной яркой исполнительской манерой. Из этой «разности» сложилась удивительная цельность. Замечательный виолончелист и музыковед Александр Ивашкин исполнил «Книгу» для виолончели Петериса Васкса, где суета «мира внешнего» сменялась спокойствием «мира внутреннего». Склонный к созерцанию Иван Монигетти исполнил кристально чистый, звучащий в высоком регистре «Вальс альпийских колокольчиков» Валентина Сильвестрова и посвященную Ростроповичу пьесу Пендерецкого Per Slava. Экспрессивный, обладающий звуком невероятной красоты Гавриил Липкинд великолепно сыграл сонату для виолончели соло Дьердя Лигети.

В заключение эти три исполнителя вышли, чтобы на bis всем вместе исполнить очаровательный «Вальс» для трех виолончелей Кшиштофа Пендерецкого. Они доказали, что подлинная гармония начинается тогда, когда люди разных взглядов, характеров, темпераментов начинают служить единой высокой цели. В данном случае – ценностям настоящего искусства.


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru