27 марта 2017, Понедельник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 032  от  22.02.2012
К вопросу
об эльфинитиве

Анастасия ДОЛГОШЕВА

В Большом университете прошел семинар по Дж. Р. Р. Толкину, уже седьмой. Была бы конференция по Гете или Бернсу, никто бы глазом не моргнул. Но «Толкин в Университете» будоражит воображение: с ходу и не вспомнишь другого автора, который вдохновляет и ученых на исследования, и ролевиков на игрища. Телевизионщики допытывались у организаторов семинара: «А в костюмах тоже будут?» – и опечалились, что эльфов, орков и хоббитов в программе не предусмотрено, а будет анализ стихотворных фрагментов «Властелина колец», текстология глав «Сильмариллиона» и прочее, столь же не телегеничное.
О том, чем занимается петербургское Толкиновское общество (ему почти 20 лет, оно было первым в стране), рассказала одна из организаторов семинара, выпускница филфака СПбГУ, аспирант института лингвистических исследований РАН Анна КОНОВАЛЕНКО.

– Анна, а «серьезных» толкинистов не расстраивает, что первая ассоциация при упоминании Толкина – что-то мохноногое или с заостренными ушами?

– Самое обидное... а может быть, самое хорошее (как посмотреть) заключается в том, что в России у толкинистики маргинальный статус. В общем представлении толкинисты – странные ребята, которые с луками бегают по лесам.

Среди толкинистов есть люди, участвующие в ролевых играх, и те, кто говорит: «боже, боже, мы к этой ерунде не имеем отношения!» Я вот играю и не стыжусь этого. Ролевая игра – отличный способ саморазвития: играя можно пропускать через себя вещи, с которыми в жизни не столкнешься. Или которых боишься. У меня из-за плохого зрения лет в 17 появился страх ослепнуть, и на одной игре я стала героиней, которая потеряла зрение. Часов пять ходила с завязанными глазами, ничего не видела, зато страх прошел. Игра была по Толкину, по не очень известному тексту «Скитания Хурина».


– У него вообще много «не очень известного».

– Да, у всех на слуху «Хоббит» и «Властелин колец». Только они и были опубликованы при жизни автора. Толкин оставил после себя груды текстов с различными вариантами развития событий в истории Средиземья, часто не стыкующимися друг с другом. Его сын Кристофер соединял тексты для издания уже по своему вкусу.

В Англии (и не только) издаются специальные журналы, где публикуется все, что найдено за последнее время в черновиках Толкина. Но подписка стоит дорого, до России доходит всего несколько экземпляров. Так что о каких-нибудь новых изысканиях в системе местоименных окончаний эльфийского языка, о загадочном падеже под названием «эльфинитив» российские толкинисты получают сведения с некоторым запозданием.


– Члены Толкиновского общества – кто они, какие они?

– Портрет среднестатистического толкиниста не могу нарисовать: это и участники ролевых игр, и химики, физики, лингвисты, искусствоведы. Возраст... Раньше я бы ограничила максимальный возраст 45 годами, но в этом году на семинар пришла женщина постарше.

Общество было создано в 1994 году Валерием Карриком и Марией Каменкович, их перевод «Властелина колец» считается самым аутентичным. Правда, сейчас уже никто не спорит о том, в чьем переводе лучше читать Толкина. Потому что читать лучше в оригинале.


– Расскажите о семинаре.

– Спасибо большое проректору Сергею Игоревичу Богданову, уже не в первый раз нам предоставляют помещения на филфаке. Доклады были на достойном уровне, но это и понятно: среди выступавших были сотрудники филологических и исторических научно-исследовательских институтов, кандидаты наук... В одном докладе было показано, что стихотворные фрагменты – это отдельный пласт реальности, который дополняет происходящее во «Властелине колец» и объясняет связь некоторых событий.

Ребята из Саратова, творческая группа «Золотая Арда», сняли любительский фильм: пытались проследить путь Фродо и Сэма к Мордору, не переключаясь на другие сюжетные линии, как это сделано в книге. Причем снимали в разных странах – Германии, Швейцарии, Лихтенштейне... Называется «Гибель Властелина колец и возвращение государя», в Интернете выложен.

На «круглом столе» обсуждали проблему статуса российской толкинистики и нужно ли стремиться к большей «академичности». С одной стороны, это прибавило бы веса, но с другой – отмело бы множество очень интересных разноплановых исследований. Например, на одном из семинаров выступал молодой физик с докладом по «толкиновской» астрономии – у Толкина же довольно часто говорится, какая звезда где стояла во время того или иного события. Оказывается, Толкин очень подробно просчитывал положения светил. Доклад очень интересный, но как бы к нему отнеслись в серьезном научном филологическом издании вроде «Вопросов языкознания»? Автор ведь не литературовед...


– Скоро на экраны выходит «Хоббит» Питера Джексона. У толкинистов всего мира появится свежий повод поругать Голливуд.

– Да нет, понятно же: снимать по Толкину должен был человек, знающий его, умеющий подобрать актеров, найти деньги и т. д. Притом насколько все это совпало в Питере Джексоне, лучшего фильма, наверное, нельзя было снять. Другой вопрос, что Толкин был против экранизаций своих книг, а толкинистов в этих фильмах многое удручает – то, что гномы в мифологии Толкина сильный и героический народ, в экранизации низведены до уровня чисто комедийных персонажей, а Саруман дубасит Гэндальфа посохом, что магам вообще-то ни к чему.


– Толкин современен? После 11 сентября, помнится, многие проводили параллели.

– Он писал во время Второй мировой войны, но отрицал наличие каких-либо аллегорий. Да, хоббитский Шир похож на добрую старую Англию, но Толкин абсолютно не хотел, чтобы читатель считал Германию Мордором, а европейские страны – Гондором, Роханом или Широм. Он объяснял: реальный мир не полярный, в нем все смешано, а в Средиземье, как мне кажется, – полюс света и полюс тьмы. Лично я и люблю мир Толкина за это: в его мире есть однозначное зло и есть несомненный свет, который хочется распространить на весь мир. Понятно, за что бороться.


ФОТО  http://tarbut-cellcom.zahav.ru
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru