21 июля 2017, Пятница
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 192  от  12.10.2011
Русская музыка в Старой Руссе
Егор КОВАЛЕВСКИЙ

В городе Старая Русса Новгородской области завершился I Международный фестиваль русской музыки. На прошедших десяти концертах фестиваля жители и гости старинного городка могли услышать музыку разных эпох и жанров: от старинных церковных Валаамских песнопений до камерной музыки недавно ушедшего из жизни петербургского композитора Бориса Тищенко. Среди участников фестиваля – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр петербургской Филармонии под управлением дирижера Николая Алексеева, пианист (он же художественный руководитель фестиваля) Владимир Мищук, скрипачка Лиана Исакадзе, солистка Мариинского театра Ольга Трифонова, виолончелист Сергей Ролдугин и многие другие исполнители.

Концерты проходили в зале главного недавно отреставрированного центра культуры «Русич» и в картинной галерее краеведческого музея, расположенной в Сретенской церкви начала XVI века. Из Петербурга был специально привезен концертный рояль «Стенвей», который с немалыми усилиями был занесен внутрь старинного церковного помещения. Эти усилия вполне стоили получившегося в итоге художественного эффекта. В галерее состоялся вечер фортепианной музыки, где французский пианист Франсуа Дюмон исполнил произведения Мусоргского, Прокофьева и Скрябина. Фортепианный цикл «Картинки с выставки», написанный Модестом Мусоргским под впечатлением от посмертной выставки своего друга, художника и архитектора Виктора Гартмана, – не просто собрание разнохарактерных пьес, но своего рода мистическое путешествие по разным сферам бытия, от мрачных бездн до райских высей. И, наверное, сложно придумать более удачное помещение для исполнения этого цикла, нежели древний храм, превращенный сегодня в картинную галерею. Церковное пространство с храмовой акустикой придавало музыке Мусоргского особую глубину и подчеркивало заложенную в звуках колокольность. Висящие на стенах картины и рисунки местного художника Василия Сварога еще больше усиливали эффект «аутентичности».

Сыгранная во втором отделении Вторая фортепианная соната Сергея Прокофьева также заиграла в храмовом пространстве совершенно иными красками, чем если бы она звучала с привычной концертной эстрады. Особенно удачной получилась третья, медленная, часть сонаты. Казалось, в полумраке картинной галереи оживают таинственные, немного эксцентричные прокофьевские образы и начинают общаться с публикой, заполнившей зал. Как заклинание прозвучала мистическая поэма «К Пламени» Александра Скрябина. Созданная в последние годы жизни поэма, по замыслу композитора, должна своими звуками преображать пространство. Под пальцами пианиста рояль действительно заставлял вибрировать церковные стены, а звуки стремились к непостижимому горнему миру. На бис Франсуа Дюмон исполнил знаменитый «Революционный» этюд op. 8 № 12 А. Скрябина и «Лунный свет» из Бергамасской сюиты Дебюсси, умиротворяющие звуки этой пьесы прекрасно гармонировали с атмосферой теплого осеннего вечера. По окончании концерта слушатели стоя восторженно аплодировали исполнителю. Французский пианист сказал, что покорен атмосферой этого места.

В последний день фестиваля, который совпал с днем празднования Старорусской иконы Божьей Матери, на сцене центра культуры «Русич» с огромным успехом прошел концерт Праздничного хора Валаамского монастыря под руководством Алексея Жукова. Если предшествующий фортепианный вечер можно было назвать светским концертом в храмовом интерьере, то концерт Праздничного хора Валаама получился духовным концертом в светском зале. Билеты на концерт, носивший название «Величественные тоны Валаама», были полностью разобраны за неделю, а за полчаса до выступления в фойе столпилось огромное количество желающих попасть на любые дополнительные места.

В первом отделении концерта звучали песнопения, которые хор исполняет во время церковных служб, в основном образцы древних распевов, аранжированные для мужского хора. Алексею Жукову удалось собрать в своем коллективе профессиональных музыкантов, лучших петербургских певчих, которые на Валааме участвуют в особо торжественных богослужениях. Во втором отделении концерта прозвучала духовная авторская музыка, от партесных концертов (хоровые концерты С. Дегтярева и Д. Бортнянского) до шедевров С. Рахманинова, П. Чеснокова и А. Архангельского. Не обошлось и без сюрприза: прозвучала мировая премьера сочинения петербургского композитора и аранжировщика Константина Никитина «Помышляю день страшный». Это песнопение посвящено памяти выдающегося русского регента и композитора Александра Архангельского и написано специально для известного баса-профундо Владимира Миллера в сопровождении мужского хора.

В заключение концерта на бис хор исполнил знаменитую песню «Гляжу в озера синие» из телефильма «Тени исчезают в полдень». И глядя на восторженные лица беззвучно подпевающих слушателей, многие из которых плакали, глубже начинаешь понимать, что еще есть ценности, которые не может разрушить массированная атака поп-культуры и чуждого нам образа жизни. А это значит, что у фестиваля русской музыки в Старой Руссе должно быть продолжение.
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ

german   25.12.2011 14:47
"...концертный рояль "Стенвей"..."
Название знаменитой фирмы, производящей рояли и пианино - "СтеЙнвей" (Steinway & Sons). 


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru