21 июля 2017, Пятница
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

НАСЛЕДИЕ

Выпуск  № 096  от  30.05.2011
Охта
(Продолжение. Начало в выпуске 095)
Наталья СТОЛБОВА

Сегодняшняя наша прогулка начинается возле памятника Петру I, который стоит рядом с домом № 1 по Большеохтинскому проспекту.

Перед нами – воссозданная по фотографии копия монумента, установленного 25 сентября 1911 года перед Свято-Духовским собором, находившимся на месте существующего ныне дома. Храм возвели в 1844 году (арх. А. Комаров), рядом выросла величавая колокольня. Главный соборный храм Охты в 1929 году закрыли, а в 1933 году снесли.

В этом году – столетие со дня первоначального открытия памятника Петру. Средства на его создание выделило Охтинское пригородное общество, пригласив для работы скульптора И. Я. Гинцбурга. Памятник простоял менее десяти лет и был утрачен в 1919 году.

Бронзовый бюст Петра I на постаменте из серого гранита появился вновь в 2003 году к трехсотлетию Петербурга, и теперь на прежнем месте, как и век назад, стоит памятник с лаконичной надписью: «Петру I-му благодарные охтяне» (художник-скульптор В. И. Обухов).

Охтяне во все времена были благодарны Петру I и гордились тем, что охтинские селения созданы, согласно указам самого великого основателя. В течение 1721 – 1723 годов местность была заселена «способными к судовой и плотницкой работе» государственными крестьянами из Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Ярославской и других губерний. В первые десятилетия они работали на верфях Петербурга, на Охте же эпизодически выполняли частные заказы по строительству и ремонту гребных и парусных судов – сойм, шверботов, галер, люгеров...

Началом казенного судостроения на Охте, расцвет которого пришелся на первую половину XIX века, считается 1809 год. Охтинская верфь занимала тогда довольно большую территорию в устье Охты (между Охтой и Невой), к которой мы сейчас направимся, чтобы продолжить прогулку.

Мы находимся на правом берегу Охты, а на противоположном, левом, – площадка с остатками строительной техники. Когда-то здесь располагалась Охтинская судостроительная верфь. В июле 1811 года в присутствии Александра I тут спустили на воду первое судно – шхуну «Стрела», в 1812 году – фрегат «Финланд». В 1828 году Охтинская верфь получила статус адмиралтейства, в 1820-е годы стала одним из крупных центров судостроения Петербурга.

Вплоть до 1861 года в ее деревянных эллингах под руководством известных корабельных мастеров Стоке, Брюна, Попова, Амосова, Шведе, Швабса, Карповского, Дмитриева строились линейные корабли, фрегаты, корветы, бриги, принесшие славу Российскому флоту. Здесь были построены военные шлюпы «Камчатка» и «Сенявин», фрегат «Паллада» – один из красивейших кораблей русского флота, шлюп «Восток» – флагманский корабль 1-й русской кругосветной экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду, и многие другие.

В 1896 году верфь на 35 лет арендовало общество «Крейтон и Ко». Во время Первой мировой войны она была сдана в аренду Адмиралтейскому судостроительному заводу для организации производства артиллерийских снарядов, с 1914 года стала называться «Петрозавод». В 1931 году предприятие передали в ведение «Союзверфи». В годы войны здесь строились тендеры и несамоходные суда, ремонтировались корабли... В 1987 году по проекту А. В. и Г. А. Васильевых на месте эллингов Охтинской верфи возвели здание «Петрозавода», снесенное в 2005 году при подготовке площадки для строительства «Охта центра» (проект не был осуществлен).

От устья Охты когда-то начиналась Конторская улица, название которой связано с находившейся здесь ранее конторой смотрителя Охтинских слобод. 24 марта 1858 года охтинских поселян освободили от обязательной работы на казенных верфях и уволили из адмиралтейского ведомства. По желанию они причислялись к городским или сельским сословиям. Из оставшихся жителей Охты образовали Охтинское пригородное общество, для управления которым создали Охтинскую пригородную управу. Возле ее здания (Большеохтинский пр., 3) мы и продолжим прогулку.

Построили его в 1867 году для Охтинской общественной богадельни по проекту архитектора П. П. Меркулова. В скором времени кроме богадельни здесь разместились Охтинская пригородная управа и съезжая часть (полицейский участок). В 1887 году сюда переехала Охтинская пожарная часть, тогда же пристроили одноэтажные экипажные сараи. В 1898 году по проекту архитектора О. Л. Игнатовича возвели пожарную каланчу. Сейчас в здании размещается 12-я пожарная часть 16-го отряда Федеральной противопожарной службы.

Параллельно Конторской располагались Гурдина, Дребезгова, Абросимова, Гусева, Тарасова, и другие улицы, названные именами коренных охтян и тоже связанные с историей Охты. Прежде чем ознакомиться с некоторыми из них, мы ненадолго остановимся во «французском дворике» (Большеохтинский пр., 7), где сможем погрузиться в неожиданную атмосферу парижского предместья и даже увидеть Эйфелеву башню на брандмауэрах двух невысоких домов (росписи созданы в 2010 году в ходе работ по благоустройству).

Продолжим нашу прогулку на улице Молдагуловой, 16 (бывшая Гурдина улица), возле здания Охтинского детского приюта, построенного в 1888 году по проекту архитектора В. Николя. Он был основан в 1841 году и находился в ведении Петербургского совета детских приютов. В этом здании заведение открылось 1 ноября 1889 года, призревались в нем 150 приходящих детей. В предвоенные годы здесь размещался детский дом, в котором воспитывалась Алия Молдагулова – в годы войны снайпер, Герой Советского Союза, имя которой присвоено сегодня улице. Напротив, на Цимлянской ул., 6 (бывшая Дребезгова улица), находится шестиэтажный бывший доходный дом, построенный в стиле модерн в 1910 году.

Теперь мы выйдем на Среднеохтинский проспект, застроенный в послевоенные годы малоэтажными домами по проекту архитекторов А. К. Барутчева и Я. О. Рубанчика и пройдем в сторону Большой Пороховской улицы. По пути остановимся на углу Среднеохтинского и улицы Малыгина (бывшая Алексеева, иначе Алексеевская), на которой стоит обратить внимание на два дома: № 4 (техник В. Д. Данилов, 1909 г.) и № 6 (арх. С. Корнилов, 1903 г.).

Сделаем остановку и на Панфиловой улице, чтобы вспомнить об Ириновской железной дороге, соединившей в 1892 году имение Ириновка барона П. Л. Корфа, устроителя дороги, с Большой Охтой. На Панфиловой улице в районе сегодняшнего проспекта Металлистов находилась конечная станция «Охта». Там рядом с 22-м отделением милиции сохранились остатки кирпичных ремонтных мастерских, построенных в 1907 году. В 1895 году на берегу Невы на Панфиловой улице открыли вокзал «Охта – Нева» и продлили до него движение поездов. В 1920-х годах по линии Ириновской дороги на Панфиловой улице организовали трамвайное движение, перенесенное позднее на Большую Пороховскую улицу, куда мы и направляемся.

Вела эта улица в сторону Пороховых заводов. Под № 18 на ней можно увидеть городской особняк в стиле модерн с шатровым завершением крыши, замысловатой решеткой балконов и знаменитым камином «Павлин», построенный в 1907 году техником М. М. Софроновым для купца П. И. Иванова – потомственного почетного гражданина. Рядом пятиэтажный доходный дом того же купца, возведенный тем же зодчим.

Снова выйдем на Среднеохтинский проспект и пройдем в сторону шоссе Революции до сада «Нева», открытого в 1970 году. Здесь возле памятника вечно спешащей со своим кувшином охтенке, открытого 6 июня 2003 года в день рождения А. С. Пушкина, мы и закончим сегодняшнюю прогулку. Авторы проекта – скульпторы В. Д. Свешников, Я. Я. Нейман, архитекторы С. М. Короленко, В. И. Морозов.


(Продолжение в выпуске 097)
 


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru