29 мая 2017, Понедельник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

Выпуск  № 012  от  25.01.2011
Автодром в чемодане
Сейчас первую практическую часть экзамена на водительские права – «змейки», «горки», развороты и прочие экзерсисы – можно сдавать либо инспектору ГИБДД с его возможными человеческими слабостями, либо бесстрастной машине, автоматизированному автодрому. Если автошкола, конечно, им обзавелась, во что, собственно, все и упирается: это слишком дорогое удовольствие. Между тем в Петербурге придумали, как это удовольствие удешевить
Анастасия ДОЛГОШЕВА

Из истории вопроса. В России опыт внедрения автоматизированных автодромов начинался с южнокорейских образцов. При всех достоинствах у них было то, что огорчало хозяев автошкол. Во-первых, сложность конструкции: «кореец» представляет собой большую размеченную асфальтовую площадку, нашпигованную электроникой: под асфальт закатываются магнитные датчики, шланги, реагирующие на давление, и т. д. А здесь нам не Корея, здесь климат иной, и если при наших погодах в подземной начинке что-то разладится, хозяину предстоят полноценные дорожные работы — вскрыть асфальт, починить, вновь закатать. Во-вторых, машины приходилось переделывать под этот автодром, и для езды в городе они уже не годились. В-третьих, система была все-таки заточена на Корею и наши земляки насобачились обходить некоторые «системные ошибки»: скажем, прознали, что, выполняя упражнение, можно и не въезжать в «гараж» основательно – машине достаточно туда «заглянуть».

Но самое главное, повторим, пугала цена: от 8,5 до 30 млн рублей.

Россияне искали выход из положения, сочиняли на основе «корейцев» что-то свое: в Екатеринбурге использовали «рельсы» с датчиками, определяющими местонахождение автомобиля, в Краснодаре пристраивали шланги с водой...

А теперь перенесемся в славный город Челябинск. Он, кстати, был в свое время выбран экспериментальной площадкой для внедрения корейских автоматизированных автодромов, что до невозможности расстроило те автошколы, которые ни в какую не хотели устраивать у себя дорогого гостя. И ФАС их тогда поддержала.

Так вот. Представитель одной челябинской автошколы, Юрий Николаевич Соболев, сам из военных водителей и очень за дело болеющий, наблюдал по телевизору беседу президента РФ Д. А. Медведева с победителями очередной всемирной олимпиады по программированию, которыми в очередной раз стали студенты Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

Юрий Николаевич, решив, что в ИТМО люди сообразительные, обратился в вуз с предложением придумать автодром попроще и подешевле. Вопрос дошел до ассистента кафедры компьютерных технологий Александра Мельничука. Тот привлек к делу двух итмовцев, в своей области людей небезызвестных. Аспирант Виталий Клебан занимается робототехникой, в одиночку смастерил за полгода беспилотный вертолетик – над аналогичным проектом в Массачусетском университете 18 человек скрипели мозгами целый год. Второй, Ярослав Воробьев, прошлогодний выпускник, работал над интерфейсом к перевод-ческой программе «Промт».

– Когда нам предложили разработать автоматизированный автодром, мы были в некотором замешательстве, – признается Александр Мельничук. – Не знали, как за эту проблему взяться.

Перебрали массу вариантов, ориентируясь на то, чтобы автоматику можно было максимально просто развернуть на уже готовой площадке автошколы; чтобы была точность; и «чтобы не стоило, как космический корабль». Месяцев через восемь появился опытный образец. В отличие от корейского этот автодром умещался в чемодане.

– Мы сделали ставку на спутниковую навигацию ГЛОНАСС-GPS, – рассказывает Виталий Клебан. – Конечно, мы используем не бытовой приемник, а приемник специального назначения, дающий точность в пределах 3 – 5 см, это так называемый геодезический класс точности.

В ИТМО нашли определенные аппаратные решения, базовые алгоритмы разрабатывали тоже сами. В результате получили комплекс, который между нами, девочками, выглядит как такой шарик, коробочка и компьютер. Если точнее, это комплекс из двух частей: мобильной – микрокомпьютер и антенна (устанавливается в авто); и стационарной – базовая станция и компьютер экзаменатора со специальным программным обеспечением (можно расположить неподалеку от площадки).

– Наш комплекс много проще существующих, – уверяет Александр Мельничук. – Не интеллектуально проще, а в применении, за счет использования новых технологий. Задаем векторы, точки в координатах, заносим все в виртуальную карту и забиваем в компьютер.

...Летом в Челябинске на автодроме Юрия Николаевича прошла «премьера». В зрителях были директора крупных автошкол и представители ГИБДД. По двору ездила оснащенная машина, водитель специально делал те или иные ошибки, спутник передавал на компьютер информацию, тот распознавал промахи и считывал штрафные очки.

Заинтересованные лица даже вопросили, можно ли обмануть ГЛОНАСС, взяв антенну в руки и гордо пробежав с ней по всем «змейкам» и «горкам». (Ответ: конечно, посмотреть на такой вариант сдачи экзамена соблазнительно, но отличить автомобиль от человека компьютер сможет.)

Заказчику, Юрию Николаевичу, работа очень понравилась. На рынке комплекс в любом случае будет стоить дешевле корейского: без дополнительных трат на «дорожные работы», без необходимости обвешивать машину датчиками и с возможностью вводить в систему изменения – ПДД у нас менять любят.

На вопрос, могут ли другие воспользоваться этой идеей, молодые люди отвечают: «И девять женщин не произведут на свет ребенка за месяц; даже крупный коллектив программистов не создаст схожий продукт за меньшее время, чем мы, а у нас это заняло около года». Главной защитой от конкурентов считают «дальнейшее и быстрое развитие проекта».

Сейчас, по словам разработчиков, пилотные испытания завершены и почти все готово к массовому производству спутниковых автодромов (они так и называются – «Спутник»). Челябинск еще три комплекта заказал; других заинтересованных лиц держит на старте одно обстоятельство.

– Распоряжение о внедрении автоматизированных автодромов есть, но нет технического регламента, которому эти автодромы должны соответствовать, – объясняет Виталий. – А нет техрегламента – нет и одобрения ГИБДД.

Так что сейчас разработчики пытаются согласовать свои технические условия с госинспекцией.

...Забавно, но ни Виталий, ни Ярослав на права никогда не сдавали. Вздумаете по этому поводу иронизировать – попросят вас назвать конструкторов космических кораблей, которые сами на них летали. Впрочем, сдать экзамен все же планируют – желательно с помощью своего автодрома.


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru