27 декабря 2014, Суббота
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

КУЛЬТУРА

Выпуск  № 210  от  09.11.2010
Трехмерное наводнение в музее
С сегодняшнего дня в Мраморном зале Российского этнографического музея можно увидеть мультимедийный спектакль «Медный всадник» и выставку работ художника Юрия Купера. Этот проект – плод совместной работы комитета по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского международного центра фестивалей и праздников
Вера ГИРЕНКО

«Нева вздувалась и ревела...»Со времен Марселя Дюшана и его рэди-мэйдов – готовых вещей (писсуара, банки пепси), экспонированных в пространстве классического музея в 1917 году прошлого века, художники смело экспериментируют с формами подачи своих произведений. Вернисаж часто оборачивается перформансом – ярким зрелищем, аттракционом, главная цель которого – произвести на зрителя впечатление и таким образом вывести его из унылого потока повседневности. Благодаря такому подходу важными становятся не только экспонируемые работы, но и созданное вокруг них действо. «Медный всадник» – в ряду таких художественных событий.

Для того чтобы показать зрителям мультимедийный спектакль, Мраморный зал Этнографического музея превратили в проекционный театр. Три стены, ограничивающие это пространство площадью почти 1000 квадратных метров, покрыли тремя экранами, которые создают эффект трехмерного изображения. Вокруг зрителей на смотровой площадке, напоминающей нос корабля, разворачиваются события легендарного петербургского наводнения ноября 1824 года, описанные в поэме «Медный всадник». Бушующая водная стихия противопоставлена рукотворной архитектуре. Величественный идол императора – беззащитному и гордому Евгению... В основе мультимедийного спектакля, напоминающего анимационный фильм, – иллюстрации Юрия Купера к поэме Александра Пушкина.

Спектакль рассчитан не только на зрительное восприятие: он задействует практически все рецепторы. Избранное из текста «Медного всадника» блестяще читает известный актер дубляжа Валерий Соловьев. Музыку к спектаклю – вдумчивую и тревожную – написал композитор Антон Грызлов. Помост дрожит от стихии так, будто ненадежная почва действительно уходит из-под ног.

В финале спектакля, который длится не более 15 минут, предложено посмотреть экспозицию работ Юрия Купера, для которого выставка в Этнографическом музее – первая в Петербурге. Она состоит из двух частей. Одна посвящена Петербургу – любимому городу художника. «Здесь будто обретаешь умение видеть будущее сквозь призму прошлого» – эти слова стали эпиграфом к спектаклю и выставке. 15 городских пейзажей художник оставит в дар городу, после того как выставка завершится.

Вторая часть экспозиции – натюрморты, в которых обычные предметы (карандаш, яблоко, коробок спичек) Купер возводит в степень таинственного символа.

Не мешает ли развлекательный компонент пониманию художественного замысла произведения? Искусствовед Михаил Герман считает, что глубина его понимания зависит от зрителя. «Ведь и в «Войне и мире» Льва Толстого кому-то интересны глубокие философствования Пьера Безухова, а кому-то подробности из жизни Наташи Ростовой», – провел аналогию Михаил Юрьевич. В целом проект «Медный всадник» – как раз тот случай, когда эмоциональное переживание вовсе не блокирует эстетическое суждение.

Так сложилось, что имя Юрия Купера больше известно на Западе, где у него прошло более 50 персональных выставок. «Мы живем в эпоху шлягера. То, что я делаю, не соответствует этой тенденции», – сказал художник, объясняя, почему его выставки в России – редкость. В нашей стране он больше известен своими работами в качестве художника-постановщика в театре и кино (так, он выступал в этой роли в фильме Александра Сокурова «Солнце», в спектакле Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» для театра «Аржентина» в Италии) и в качестве иллюстратора редких изданий. Сейчас художник работает над оформлением книги «Медный всадник». Примерно через год она выйдет в свет в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга».

Сеансы мультимедийного спектакля будут проходить в Этнографическом музее ежедневно до 18 ноября с 11.00 до 21.30. Все средства, вырученные от продажи билетов, будут перечислены в Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском» для поддержки одаренных детей Петербурга.


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ

неизвестный  11.11.2010 22:40
люди не ходите на это г!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
идёт 10 минут,надо стоять,3d эфекты-гавно!!!
и платить 200 рублей!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 
Антон  15.11.2010 16:43
Полнейшее Фуфло, не ходите,не стоит!!! 
Ната   22.11.2010 20:26
Мне не понравилось, только детям понравилось 


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru