30 июля 2016, Суббота
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ОБЩЕСТВО

Выпуск  № 160  от  27.08.2010
Венеция в Вышнем Волочке
29 августа для публики открывается XII Венецианская архитектурная биеннале – крупнейшая в мире выставка современных проектов. Международная экспозиция соседствует с национальными павильонами

Проект российского павильона под названием «Фабрика Россия» посвящен преобразованию для современных целей исторических зданий Вышнего Волочка.
Пять архитектурных мастерских Москвы и Петербурга, руководимых Сергеем Чобаном – Сергеем Кузнецовым, Никитой Явейном, Евгением Герасимовым, Сергеем Скуратовым, Владимиром Плоткиным, создали пять проектов.
Петербуржцу Никите Явейну и его «Студии 44» досталась бывшая Прохоровская мануфактура, позднее фабрика «Пролетарский авангард».
О том, каким может быть будущее памятника промышленной архитектуры, Льву БЕРЕЗКИНУ рассказал руководитель проекта Никита ЯВЕЙН.

– У вас есть опыт подобного проектирования за пределами столиц?

– Мы работали в Архангельске, Каргополе, на Соловецких островах, в том числе и по приспособлению к новым условиям промышленных зданий.

– Что представляет собой сейчас Прохоровская мануфактура?

– Бывшая текстильная фабрика. Пять лет назад производство окончательно закрылось, акционирование не помогло. Станки вывезли, остались кирпичные стены, которые никого особенно не интересуют. Здания имеют общую площадь порядка 30 тысяч квадратных метров.

– И что вы предлагаете с ними сделать?

– Напомню, что Вышний Волочек почти 200 лет был водной столицей России, там переваливали грузы, шедшие по Вышневолоцкой водной системе из Петербурга в Москву и обратно. В XVIII веке после создания каналов и водохранилищ в городе возникла портовая инфраструктура, а позднее – текстильные фабрики, которые стали градообразующими. Все они остановились в последние годы. Сейчас в Вышнем Волочке – городе с населением 40 тысяч человек – работают стекольный завод, который делал рубиновые кремлевские звезды, и еще два небольших предприятия. Люди вынуждены ездить на заработки в Москву и Петербург.

Прохоровская мануфактура находится вблизи водохранилища, мы спроектировали там водный центр – гостиница, музей воды, музей маломерных судов, школа судовождения, мастерские по обслуживанию водного туризма и т. д.

– Что будет со старыми постройками?

– Мы ничего не сносим и почти ничего не строим, но «заливаем» все водой. По каналам и шлюзам она пройдет от водохранилища в наш комплекс. Вода подходит к первым этажам, здания становятся островами, по воде можно подъехать к железнодорожному вокзалу.

– Зачем в Вышнем Волочке судовождение, если там нет судоходства?

– Вышневолоцкую водную систему никто не уничтожал. Даже сегодня оттуда можно пройти на малых судах и в Москву, и в Петербург. На байдарках – наверняка. Если ее привести в порядок, то город станет центром водного и другого туризма – яхта, рыбалка. От столиц – полтора часа на «Сапсане».

– Насколько реально воплощение вашей идеи?

– Если сдвиг в головах произойдет, мы перестанем ездить только на переполненные заграничные пляжи, это вполне возможно. Но не раньше. Пока сдвига нет, будем строить типовое жилье.

– К Петербургу можно приложить ваши вышневолоцкие идеи?

– Невозможно, пока наше городское сообщество считает, что домик с купидонами середины XIX века ценнее, чем фабрика того же времени. Между тем вся история страны последних трех веков – это история производства. Она не оценена и мало кого интересует. Кто будет читать книгу об истории текстильных фабрик?

– То есть реновация промышленных объектов не востребована?

– Отвечу анекдотом. В одну отсталую страну обувной магнат послал экспертов. По возвращении один сказал, что делать там нечего, все ходят босыми. Другой возразил: рынок огромный, все ходят босыми.

Если мы считаем себя людьми цивилизованными, то надо менять отношение к промышленной архитектуре.

Рисунок Владимира ЛЕМЕХОВА («Студия 44»)


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru