30 августа 2016, Вторник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ПОЛИТИКА

Выпуск  № 051  от  21.03.2008
Идея власти
и власть идеи

Александр КАЗИН, доктор философских наук, профессор

Какая власть нужна современной России? Понятие «власть», как известно, весьма многозначно. Существует власть обычая, моды, правила, приказа, авторитета, веры. Попробуйте проехать на машине на красный свет – вас оштрафуют. Попытайтесь пройтись по улице в кринолине или кафтане – вас засмеют. На военной службе власть командира почти абсолютна. «Нет власти не от Бога» – это уже о государственной власти. Выскажу предположение, что всякая власть в конечном счете есть духовная власть, или власть идеи. Постараемся разобраться в этом.

Патриоты и либералы

За последние годы на пространстве Российской Федерации – оно же сокращенное пространство Российской империи и Советского Союза – произошли события, которые касаются не только государственного устройства страны, но и более глубоких духовно-культурных пластов ее бытия. Как сказал бы князь А. М. Горчаков, Россия сосредоточивается. Прежде всего в 2007 году произошло воссоединение Русской православной церкви, знаменующее собой восстановление духовного единства всего русского мира. В декабре того же года на выборах в Государственную Думу начисто провалились либерально-западнические партии – еще более безнадежно, чем в 2003 году. В том же месяце действующий президент В. Путин фактически назначил себе преемника в лице Д. Медведева, и 2 марта 2008 года за него проголосовали около 70% избирателей – шаг стратегический, свидетельствующий о традиционной для нашей страны наследственной передаче власти.

Несколько раньше на саммите в Душанбе были подписаны документы о едином экономическом пространстве стран СНГ. Все это, вместе взятое, свидетельствует о том, что мы «собираем камни», раскиданные по бескрайнему российскому полю в результате непродуманных либеральных реформ. Россия – вместе со своими естественными союзниками и соседями – медленно, но верно возвращается на собственный цивилизационный путь, к своей национальной идее. Проще всего эту идею выражает народная пословица – живи не так, как хочется, а так, как Бог велит. В лучшие годы империи ее сформулировал граф С. С. Уваров: православие, самодержавие, народность. Что касается классической отечественной литературы, то она устами Ф. М. Достоевского заявила, что православие и есть наш русский социализм – знаменитая русская правда.

На другой стороне социально-культурного спектра также наблюдается немалая активность. Накануне очередного президентского цикла американское русскоязычное радио «Свобода» старательно предсказывало скорую «цветную» революцию в нашей стране, конец «эры Путина» и т. п. Ему помогают домашние «свободопоклонники» вроде «Эха Москвы» и других рупоров демократии. В определенном смысле ситуация несколько напоминает конец 1980-х годов, когда «прорабы перестройки» боролись с «агрессивно-послушными», «красно-коричневыми» коммунистами. Надо признать, что тогда либералы почти победили.

Я говорю почти, потому что, уничтожив Советский Союз, они не добили Россию. Ныне, кажется, они вознамерились довести свое дело до конца – опять под лозунгами свободы и прав человека. Им мало твердить каждый день по принадлежащим им радио- и телеканалам, что «патриотизм – это прибежище негодяев»: они хотят воплотить эту идею в жизнь. Имеют место попытки рекламировать «другой» либерализм, «хорошую» демократию.

Странные люди: неужели наша национальная история их ничему не учит? Либерал-демократы совместными усилиями уже дважды на протяжении ХХ века разрушали историческую Россию. Даже отечественные миллиардеры во главе с «самым богатым узником» страны М. Ходорковским стали призывать к «левому повороту» – это ли не очередной российский парадокс? На демократическом Западе также растет понимание того, что отнюдь не все благополучно и в «датском королевстве». Ныне уже очевидно, что серьезный духовный и культурный кризис испытывает сама западная (либерально-рыночная) цивилизация, казалось бы, уже давно научившаяся сочетать свободу со справедливостью. Крупнейший современный американский социолог И. Валлерстайн в недавней книге под названием «Конец знакомого мира» совершенно определенно говорит, что нынешний «мир капитализма» вряд ли просуществует дольше пятидесяти лет. Ему вторит бывший кандидат в президенты США республиканец П. Дж. Бьюкенен, прямо назвавший свой опубликованный в 2002 году труд «Смерть Запада».

Вот тут-то и зарыта собака: переживая формально схожие социальные процессы, проходя отчасти общие с Западом фазы экономического и культурного развития, русская цивилизация в целом идет по другому пути, чем цивилизация евроатлантическая. Я имею в виду прежде всего духовные критерии и цели.

Власть денег

Крест, меч и золото (духовная, государственная и экономическая власть) – вечный выбор истории. У нас этот выбор совершался в ХХ веке по меньшей мере трижды – в феврале 1917 года, когда власть православного царя была заменена властью буржуазных демократов; в октябре того же года, когда «человек с ружьем» (идея коммунизма) оттеснил «человека с рублем»; наконец, в августе 1991 года, когда ориентированные на богатство бывшие коммунисты под либерально-демократическими лозунгами снова пришли к власти в Москве. Во всяком случае сейчас в идеологическом пространстве России решается вопрос о господстве над человеческой свободой и, следовательно, над страной. Дело в том, что принадлежащий к российской цивилизации человек осуществляет в своей деятельности глубинные принципы именно православно-русской идеологии.

Это касается прежде всего его отношения к богатству и к свободе. Богатство и все его аксессуары воспринимаются у нас скорее как соблазн, чем как награда («не обманешь – не продашь»). Слово «свобода» по-русски звучит скорее как «с волей Бога», чем «даешь права человека». В социально-политическом плане это означает, что построение в России либерально-буржуазного общества в принципе невозможно. Самые скрупулезные расчеты на это оборачиваются жестокой утопией, колеблющейся между хаосом и мафией (программа «500 дней» Г. Явлинского и т. д.). Отношения церкви, государства, экономики и человека в России всегда носили (и носят до сих пор) иной характер, чем на Западе.

Православно-русская цивилизация не вырывала непереходимую пропасть между церковью, государством и народом. Власть и народ в русской исторической традиции – это части единой духовной паствы, каждая со своей миссией на этой земле. Великие московские соборы ХVI – ХVII веков и были практическим разрешением вопроса о свободе, государстве и обществе в России. На всем протяжении отечественной истории идея соборного единства (под разными именами) остается центральным образом Руси в отличие от образа страны как банковской корпорации (Америка) или изящного салона (Франция). Даже в современных условиях приходится признать, что природа власти на Руси с трудом меняет свою сакральную принадлежность, будь то имитация парламентской республики или просто олигархическая «малина» с гимном без слов.

Что касается гражданского общества (по-русски – «земля»), то оно, как обычно, разворачивается между вертикалью государственной дисциплины и горизонталью финансового самоутверждения. Капитализм – это рыночные отношения, распространенные на все уровни личной и общественной жизни человека. При либеральном капитализме в России продается и покупается все: тела, души, ученые и воинские звания, министерские должности, государственные секреты, дипломы любых вузов, медицинские диагнозы, мигалки на машину... На ученом языке это называется системной коррупцией. Если на Западе протестантское отношение к денежному успеху фактически оправдывает (и в определенном отношении упорядочивает) культ маммоны, то православное сознание России внутренне противится «золотому богу» («от трудов праведных не наживешь палат каменных»). Как раз по этой причине власть денег перманентно раскалывает нашу национальную элиту на «прагматиков» и «идеалистов», причем первые норовят играть по чужим (прежде всего американским) правилам, что заведомо обречено на поражение, а вторые подчас вообще не знают, что делать со святой Русью в ХХI веке.

Власть государства

Итак, хозяйственно-экономическая сфера в России никогда не была – и не является до сих пор – реальным центром национальной общественно-политической и тем более духовной силы, хотя те или иные периоды нашей истории можно охарактеризовать как попытку закрепления подобного центра в масштабе всей страны. Если проследить другие способы размещения «корня власти» в России, то придется признать, что таким корнем у нас не стали ни культура, ни даже государственность как таковая.

Наиболее радикальный проект перестройки отечественной цивилизации был задуман и частично осуществлен на наших глазах в ходе переворота 1991 – 1993 годов, когда сформированная Горбачевым – Ельциным и их окружением «ликвидационная команда» отменила не только Советский Союз, но и вообще всякую национально укорененную власть в стране.

По существу, точка отсчета «россиянской» власти находилась в 90-х годах ХХ века не только за границей (буквально за рубежом) духовно-языкового ядра, но и за пределами всех естественных оболочек русской цивилизации – скорее всего, где-то в интеллектуальных полях «новой Атлантиды». Наши либералы строили на этом все свои расчеты – однако снова ошиблись. Православно-русская цивилизация обладает запасом прочности, воспроизводя свою коренную структуру заново после каждого исторического погрома, будь то нашествие Батыя, Наполеона, Гитлера или какая-либо внутренняя смута.

Опыт московского царства, петербургской империи и советской державы не пропал для русского народа даром, во многом определив сознание и еще больше подсознание русского человека.

Не надо ничего выдумывать, надо только прислушаться к самим себе. Практически, применительно к современной государственности, это означает, во-первых, неограниченную по количеству сроков избираемость президента (народного царя) – до тех пор, пока его любит и уважает народ. Во-вторых, работающую с ним в принципиальной политической связке Государственную Думу, в которой доминировала бы единая фундаменталистская партия – условно говоря, «Единая Россия», состоящая из фракций «державников» и «народников». Конечно, партий в Думе может быть и больше, но все они должны исходить в своей деятельности в конечном счете из одного мировоззрения – национально-патриотического (именно так обстоит дело в новоизбранном парламенте).

Если называть вещи их именами, это и была бы суверенная российская демократия, сочетающая в себе практические – геополитические, военные, хозяйственные – интересы с тем духовно-государственным идеалом, благодаря которому Россия сохраняет себя уже больше тысячи лет. Чтобы преодолеть последствия либеральных экспериментов над страной, русскому народу в очередной раз придется выделить из себя особый слой служилых людей – ответственных и образованных государственников, которые возьмут на свои плечи тяжесть работы с инновационными технологиями Запада с позиций национального ценностного выбора. В таком социальном пространстве и должна формироваться российская буржуазия, ориентированная на внутренний рынок и державную поддержку, а не на «крышу» из Вашингтона или Брюсселя.

Это трудная задача, но она в принципе выполнима, что подтверждает как опыт реформ Петра Великого, так и отчасти опыт Советского Союза.

Восстановить вертикаль бытия

Перед современной Россией – Третьим, и последним, Римом – стоит гигантской сложности задача – сохранить и упрочить православную цивилизацию в нехристианском (и частью антихристианском) глобализирующемся мире. Против этого будут многие – «оранжевые», «красные», «желтые»... Российскому государству придется опереться на такие аргументы, перед которыми окажутся бессильны все вольнодумцы и чернокнижники, вместе взятые. Человек (как и цивилизация) – это то, во что они верят. В случае России предметом веры могут быть только православные духовные ценности, осмысленные как высшие национальные критерии и цели. Быть знаменитым некрасиво; еще более отвратительно быть миллиардером среди нищей страны. Точно так же великодержавие как принцип не должно заслонять того факта, что держится оно только доверием народа, чувствующего в его носителях – и прежде всего в олицетворяющем его лидере – Божью руку. Понятно, что менять все это каждые четыре года (как того требуют прописи либеральной демократии) было бы чистым безумием. Материальное золото и державный меч должны находиться в России под знаком Креста, иначе в один прекрасный день они будут сметены народом в ничто, что уже и происходило неоднократно в ХХ веке.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о какой-то проектируемой утопии, а о простой констатации фактов. Россией правят духовные энергии, нравится это кому-либо или нет. Так или иначе, под одними или другими названиями, они пробивают себе историческую дорогу. Теоретически говоря, это означает, что в нашей стране постепенно, с зигзагами и отступлениями, но все же восстанавливаются традиционные для нее отношения между духовной, государственной и экономической властью – иерархия креста, меча и золота. Государственность необходима – и даже в определенном смысле священна, если она направлена на нечто более высокое, чем она сама. В противном случае она рискует оказаться чем-то вроде гоббсовского Левиафана или ницшеанского «самого холодного из чудовищ».

Спора нет, государству трудно в ХХI веке: со всех сторон его теснят разного рода сетевые сообщества, транснациональные корпорации, «неправительственные структуры» и т. п. Абсолютную, тотальную государственность мы проходили при Петре I и при Сталине: на то были свои исторические причины. Впрочем, и сейчас положение России не легче – нынешняя РФ фактически существует в границах ХVII века, окруженная чужими военными базами. Чтобы отвечать за такую сложную страну в столь непростых условиях, верховная власть должна располагать соответствующими рычагами управления, реализующими в практическом социальном действии энергетику цивилизационного основания (ядра). Политическому классу Российской Федерации необходимо сохранить сам принцип государственности, опирающейся на духовную власть – Церковь в союзе с национально ориентированной буржуазией. Это единственно возможная в посткоммунистической России стратегия, нацеленная на дальнейшее существование и укрепление страны. Нужно понять, что сама идея разделения властей (духовной, политической и экономической) и отчуждения государства от капитала и информации – для нашей страны непригодна.

Русские патриоты и верховная власть обязаны найти друг друга: иного им не дано. Идеальных людей, и особенно идеальных правителей, не бывает – тем более надо поддерживать органичные для русской цивилизации стороны их деятельности. Среди нашей правящей элиты появились патриотически мотивированные сегменты, причем произошло это без каких-либо внешних (например, военных) катаклизмов или внутренних политических чисток. Что касается ярости либералов – она вполне в стиле их «игры на понижение», будь то политика или искусство: даже намек на восстановление вертикали русского бытия выводит их из себя.

И еще одно, последнее наблюдение. Недавно по радио «Эхо Москвы» я услышал рассказ о том, как в одном южном российском городе группа девушек была доставлена в больницу в состоянии тяжелого алкогольного отравления. Оказывается, все они участвовали в стрип-шоу, включавшем в себя соревнование по принципу «кто кого перепьет». Непосредственно после этого в радиопрограмме следовала передача «существуют ли нравственные границы в искусстве?». Одно удивительно соответствовало другому, составляя как бы две стороны целого, – в данном случае духовной болезни общества, утерявшего различие между добром и злом.

Неужели действительно пала Русь – Третий Рим и больше не поднимется? Однако потом я вспомнил, что первый, языческий Рим окончательно пал после того, как его император стал интересоваться главным образом здоровьем собственного петуха... Ну до этого нашим президентам далеко, подумалось мне, и от этой простой мысли стало как-то легче на душе...

ФОТО REUTERS


Версия для печати

КОММЕНТАРИИ

Юрий  21.03.2008 09:49
Лично мне, уважаемый профессор, Ваша статья нравится. Все сегменты власти и управления страной должны быть именно национально ориентированы и поддерживать православные ценности. 
rusmar  23.03.2008 13:30
Стыдно читать данную статью. Это называется не дважды, а тысяча и один раз наступать на одни и те же грабли. 
Vasil'evich  26.03.2008 09:43
Вы пишите: "...языческий Рим окончательно пал после того, как его император стал интересоваться главным образом здоровьем собственного петуха... Ну до этого нашим президентам далеко, подумалось мне, и от этой простой мысли стало как-то легче на душе..."
В этом плане Вы, уважаемый профессор, на ПУТИ к истине. Петушинные бои у нас на пороге. К сожалению побеждают те, кто клюёт золотые зёрна. Не понимаю, как они успевают их переваривать в своих птичьих желудках.
На наших глазах выросли мутанты, способные заглатывать уже не зерна, а целиком СОВЕРЕНЫ, за одну секунду поглащая зарплату среднего россиянина. Может быть поэтому демократия у нас не сУверенная, а сОверенная! 
Giongga  31.03.2008 13:42
Прочитал фразу: "Прежде всего в 2007 году произошло воссоединение Русской православной церкви, знаменующее собой восстановление духовного единства всего русского мира". Дальше читать нет смысла - автор живёт в мифологическом мире где нет русских православных в составе Вселенского патриархата, отколовшихся от зарубежной церкви приходов, православных церквей Украины (УПЦ-КП и УАПЦ) и т.д. Добро пожаловать в реальный мир - примите соответствующие препараты 
sfrandzi  31.03.2008 21:48
Прекрасный ответ, рекомендую:http://grani.ru/Society/Religion/m.134996.html

В
остальном же как всегда, т.е. рассуждениями о какой-то особой русско-православной духовности-соборности и прочими бреднями в духе Хомякова-Достоевского (с присовокуплением Тойнби) прикрывают тошнотворно убогую идеологию "необходимости самовластья и прелестей кнута". Духовности в этом не больше, чем в союзе пьяного икающего попа ("жеребячья порода", по выражению народа) с пьяным икающим урядником или трезвым гэбистом, что гораздо хуже, а соборности - чем в сталинском колхозе. Православия в нашей восстающей державности столько, что обе соседние православные страны - Грузия и Украина - ходят у нее в главных врагах. Вообще никакой особой русской цивилизации нет, это миф, пригрезившийся московским мечтателям, история уже зло насмеялась над бреднями о народе-богоносце и загнивающем Западе, когда богоносей вместо того, чтобы водрузить крест на св. Софию, продырявил Успенский собор и взорвал ХХС, а загнивающий Запад выступал защитником христианских ценностей от отмороженных богоносцев (см. хотя бы замечательную речь Рейгана об "Империи зла"). Кроме того они просто не знают, что такое "особая цивилизация". Особая цивилизация проявляется прежде всего на "горизонтальном" уровне, личностном и групповом, а при таком раскладе ничто не страшно - ни колониализм, как в Индии, ни американская оккупация, как в Японии, прививка от ствола другой цивилизации не погубит, а даст плоды, если цивилизация жизнеспособна. А у автора вся "особая цивилизация" на Тайной Канцелярии держится, не стало Тайной Канцелярии - караул, всей цивилизации конец! Кроме того особая цивилизация - это именно способ по-особому "наживать палаты каменные", не надо только уверять, что наживать палаты каменные - не в наших традициях, простой ответ на это - "так нахрен нам тогда цепляться за эти идиотские традиции?" Но это не так. В общем нет никакой русской цивилизации, а есть ухудшенная западная модель, христианство греческого толка, помноженное на политические тенденции Золотой Орды, все это переплавлено в горниле петровской вестернизации и ленинского тоталитарного эксперимента. И нечего тут со злорадством толковать о "гибели Запада", вы даже себе не представляете, что такое гибель Запада, если это не дай Бог случится, мы пойдем ко дну первые, как лодченка, привязанная к тонущему лайнеру. Вы все ощущаете себя одной из шести великих западных держав, как при Достоевском, или вообще одной из двух сверхдержав, как при Андропове, а вот завтра окажется, что Россия - тьфу, моська на фоне Великого Китая, и если грохнется Запад, то будет Великая Конфуцианская Цивилизация, которая будет делить сферы влияния с Великой Буддийской Цивилизацией, а Россию за этим делом никто и не заметит, схарчат ее китаезы и не поперхнутся. 
sfrandzi  01.04.2008 00:07
http://grani.ru/Society/Religion/m.134996.html 
Simple_old_man  01.04.2008 12:16
http://crystal.fromru.com/
Россия
действительно не может быть как Европа и, тем более, как США, только причина не в ее истории, а в ее предназначении.
Есть Законы, по которым убить можно, но переделать нельзя. 
sfrandzi  01.04.2008 14:50
На самом деле отличия России от Европы - это вопрос не культуры, а культурности. Вот научимся ходить в очко, а не мимо, как во времена профессора Преображенского, бросать мусор в урну и наконец голосовать головой, а не поротой задницей - и тогда нас совсем будет не отличить от других славянских и православных стран, типа Польши, Чехии или Греции. 


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru