22 июня 2017, Четверг
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ОБЩЕСТВО

Выпуск  № 065  от  11.04.2007
Ракетостроители –
люди мобильные

Александр РАБКОВСКИЙ

В начале апреля в петербургском Военмехе всегда царит оживленное, приподнятое предпраздничное настроение. Во-первых, здесь ждут День космонавтики, который конструкторы ракет, спутников и планетоходов с полным правом считают своим профессиональным праздником. А во-вторых, в это же время отмечают свои годовщины два факультета, входящие сейчас в Институт ракетно-космической техники (ИРКТ). Нынче у них юбилеи: факультету авиа- и ракетостроения исполняется 60 лет, а аэрокосмическому – 20. Однако беседу с корреспондентом «СПб ведомостей» Александром РАБКОВСКИМ директор ИРКТ доктор технических наук Вячеслав БОРОДАВКИН начал отнюдь не с праздничных тем.

– Несколько слов о самой системе, в которой сегодня приходится нам готовить кадры для российской науки и промышленности. Раньше все было просто: школа с ее единообразными, хорошо отработанными и сбалансированными для технических вузов учебными программами, – вуз, в достаточном объеме финансируемый государством, – производство, престижное само по себе и заинтересованное в наших выпускниках. Вот таких три звена простой и логичной схемы. А теперь все существенно изменилось. Эти же самые звенья перестраиваются автономно по своим рыночным законам, с различной интенсивностью, независимо друг от друга, и система дает ощутимые сбои. Как ни крути, а сквозной подготовки кадров не получается! Добавьте к этому демографический кризис, приведший к нехватке учеников в школах и студентов в вузах. Сеть ПТУ и техникумов у нас в значительной степени разрушена, а вместе с тем число мест в вузах растет. Они становятся, по сути, единственным «портом приписки» выпускников школ. А выпускники эти зачастую не умеют даже чертить – соответствующему предмету уделяют сейчас должное внимание разве что в консервативной российской провинции. Вот и попробуйте из таких выпускников подготовить будущих конструкторов ракет...

 

– Вячеслав Александрович, с черчением готов вам поверить – проблема. Ну а по поводу изобилия мест в вузах чему же печалиться: молодежь валом идет получать высшее образование, о чем каких-нибудь 20 – 30 лет назад многие только мечтали...

– Мы обязательно должны иметь «скамейку запасных» – реальный конкурс для абитуриентов, а не сегодняшнюю его видимость. Не секрет ведь, что молодые люди подают сегодня параллельные заявления сразу в несколько мест, вот и получается, что вроде бы везде полно желающих, а на самом деле в условиях приближения ко дну демографической ямы настоящего состязания абитуриентов нет. В самом вузе по части кадров специализированные кафедры также выдыхаются: в лучшем случае они обеспечивают без излишеств специалистами сами себя. А из промышленности, которая раньше всегда была надежным источником квалифицированных кандидатов на преподавательские должности, практически никто не приходит. В результате среди профессорско-преподавательского состава фактически вымыто самое крепкое звено 30 – 40-летние.

На предприятиях и в КБ свои проблемы: там исчезла прежняя система распределения молодых специалистов, нет смешения научных школ, что всегда являлось двигателем прогресса. Вот в каких условиях приходится сегодня функционировать «кузницам кадров».

– Но вы ведь функционируете?

– Безусловно. Тут во многом помогает накопленный десятилетиями профессиональный опыт, базирующийся в значительной степени на умении постоянно маневрировать имеющимися ресурсами и выходить за счет этого из самых сложных ситуаций. Об этом свидетельствуют вся наша история, многие наши выпускники, добившиеся выдающихся успехов.

– Например?

– Например, в далеком 1946 году, когда на совещании в Кремле сам Сталин поставил задачу в короткий срок создать в стране ракетостроительную отрасль. Тогда в присутствии нашего выпускника наркома вооружения Дмитрия Устинова и занимавшего тогда очень скромную должность Сергея Королева вождь бросил как бы вскользь одну характерную фразу насчет того, что если ответственные лица в сроки не уложатся, то с ними разберется товарищ Берия...

Вот так, собственно, все и начиналось. В обозначенные сроки, разумеется, уложились и на базе Военмеха создали первый в СССР факультет для подготовки специалистов в области ракетной техники. Возглавил его тогда недавний фронтовик, командовавший дивизионом катюш, Григорий Шелухин. Он был выпускником Военмеха 1939 года, а впоследствии стал доктором технических наук, заслуженным деятелем науки и техники, профессором, основателем целой научной школы в таких сложных областях, как ракетное двигателестроение и лазерная техника.

Можно рассказывать долго, как сначала учились на образцах трофейных немецких ракет, как выпустили уже через год подготовленных по специальной ускоренной программе первых 45 инженеров, которые разъехались по предприятиям оборонки и начали делать уже свои, отечественные, ракеты.

Ну а потом наши выпускники вырастали уже в плеяду. Вот лишь несколько самых заслуженных имен: в 1954-м Военмех закончил Владимир Уткин, будущий дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Он долгие годы возглавлял КБ «Южное» в Днепропетровске, а затем головной институт отрасли – ЦНИИМАШ. Уткин – отец знаменитой «Сатаны» – баллистической ракеты стратегического назначения, которой пуще всего до сих пор боятся за океаном, ракет-носителей «Зенит» и «Циклон» и т. д. Два года спустя наш диплом получил Герберт Ефремов, под руководством которого созданы многие крылатые ракеты, комплексы баллистических ракет, космические летательные аппараты и орбитальные станции. Генеральный директор – генеральный конструктор НПО машиностроения, он удостоился Звезды Героя Соцтруда и двух главных премий СССР. Наши выпускники разных лет – космонавты Георгий Гречко и Сергей Крикалев, нынешний президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин... Список этот можно продолжать очень долго. Выпускники последнего десятилетия также находят свое место в новых условиях, успешно работая во всех сферах народного хозяйства.

– Что и говорить, планка квалификации инженеров, конструкторов с дипломами Военмеха действительно очень высока. И, как становится ясно из ваших предыдущих слов, держать ее на должном уровне в специфических условиях недоразвитой российской экономики очень непросто. Как же удается в итоге добиваться нужных результатов?

– Различных нестандартных схем применять приходится немало. Одна из них – вынужденное появление в вышеупомянутой классической схеме дополнительного звена в виде довузовской подготовки молодых людей. Ясно, что финансировать эти структуры в полном объеме без участия наших заказчиков – представителей производства невозможно. Стараемся делать так, чтобы предприятие воздействовало прямо на школу, стимулируя образовательный процесс. А мы предоставляем специальное учебно-методическое обеспечение по математике, физике, черчению, организуем военно-инженерные классы. Второй год подряд в апреле месяце проводим совместно с Ленинградским областным институтом развития образования и группой компаний «Аскон» областные туры олимпиад среди школьников по черчению и конструированию. В этих ребятах мы видим своих будущих, наиболее мотивированных и подготовленных студентов конструкторских и технологических специальностей.

Работать сегодня со школьниками нелегко еще и с морально-психологической точки зрения. Они ведь мотивированы на выбор сугубо «денежных» профессий – банкиров, юристов, торговцев и т. д. Попробуйте-ка повернуть такой менталитет в нашу сторону, убедить мальчишку в том, что и технарем быть престижно, что и в нашей сфере все постепенно наладится и в ней будут достойно оценивать специалистов.

– А профессора и преподаватели Военмеха в такое светлое будущее верят?

– Если не верить в это, то, значит, не признавать успехи отечественной ракетно-космической отрасли, не верить в Россию как в высокотехнологичную державу. А ведь в современных условиях отстать от развития высоких технологий хоть на шаг, значит, отстать навсегда. В качестве примера можно взять хотя бы Германию, которой после второй мировой войны запретили развивать свое авиастроение. И где, спрашивается, теперь немецкие самолеты, в том числе и гражданские? А ведь до войны Германия задавала в этой отрасли тон, как, кстати, и в ракетостроении. Увы, догнать ведущие державы ей здесь уже не под силу.

– Итак, один из путей решения проблемы – профессиональная ориентация школьников. А что еще?

– Еще – целевая подготовка специалистов на основе договоров с предприятиями. В Петербурге по таким договорам мы сотрудничаем как минимум с дюжиной ведущих предприятий нашей отрасли. Тут, кстати, добрые слова надо сказать в адрес петербургского правительства, которое в прошлом году начало реализовать программу подготовки кадров для высокотехнологичных производств – так называемую схему 80 плюс 20. Суть в том, что город платит за дополнительную подготовку специалиста, приходящего на конкретную должность, 80 процентов необходимой суммы, а остальные 20 процентов обеспечивает само предприятие. Отбор студентов для участия в программе идет на старших курсах. По окончании вуза они помимо диплома получат еще и сертификаты государственного образца, которые позволят им успешно работать на предприятиях, вложивших средства в их обучение.

Важный момент целевой подготовки специалистов – создание совместно с профильными предприятиями научно-образовательных центров, лабораторий, базовых кафедр. Предприятия также активно включились в процесс оборудования именных аудиторий – функционируют аудитории имени летчиков-космонавтов Гречко и Крикалева, КБ специального машиностроения, Обуховского завода, к началу учебного года будут введены в учебный процесс аудитории КБ машиностроения, КБ и завода «Арсенал», северодвинских «Звездочки» и «Севмашпредприятия». В аудиториях – мультимедийная техника, образцы и макеты изделий, плакаты по истории предприятия, дается информация о его продукции, условиях работы, кадровых потребностях, зарплатах для молодых специалистов и перспективах их карьерного роста. Все это очень важно для обучающейся здесь молодежи.

– Надо полагать, о возможностях успешной карьеры студентам рассказывают честно?

– Тут никаких фантазий и лукавства быть в принципе не может, потому что при должном отношении к делу молодые специалисты с дипломами БГТУ действительно быстро растут по службе. К примеру, недавний наш выпускник Дмитрий Щеглов в КБСМ стал уже начальником отдела, который занимается информационными технологиями. Алексей Нестеренко занимает аналогичную должность на Заводе имени Климова и т. д.

Гибкие формы сотрудничества налажены у нас сегодня и с рядом предприятий из других российских регионов. Скажем, с КБ машиностроения в Коломне. Предприятие уже пятый год участвует в организации довузовской подготовки, оно оборудовало общежитие для компактного проживания своих студентов, а также специальный класс с образцами и макетами выпускаемой там техники.

– Но ведь в этом классе будут заниматься не только коломенские ребята?

– Разумеется, и любого, кто изъявит желание, мы направим в Коломну на производственную практику. Понравится ему там, он может, что называется, бросить в Коломне якорь после окончания вуза. Предприятие позаботится о жилье для молодых специалистов, сейчас там готовят даже специальную программу ипотечного кредитования.

Что касается системы переподготовки кадров и повышения их квалификации, то и тут мы накопили немалый положительный опыт. К примеру, для северодвинской «Звездочки» мы в течение трех недель занимались переквалификацией группы корабелов в ракетостроителей.

Есть еще и система получения второго высшего образования. Иногородние предприятия очень часто обращаются к нам с такими проблемами, стремясь повысить уровень фундаментальных знаний своих сотрудников. Для «Авитека» из Кирова, где производят зенитные ракеты, мы подготовили 20 специалистов, выпустив их магистрами техники и технологии в области авиаракетостроения. Это было более чем двухлетнее заочное второе высшее образование. Программа реализовалась по так называемому блочно-модульному принципу. Для чтения лекций и работы на компьютерах наши преподаватели выезжали в Киров. А лабораторные работы слушатели выполняли в Военмехе на нашем уникальном оборудовании. Платил за все, разумеется, «Авитек», с которым слушатели заключали договоры. Сегодня все они успешно продвигаются на «Авитеке» по служебной лестнице. Потенциально мы готовы применить эту же схему для любых других предприятий.

Ракетостроители – люди мобильные, умеющие адаптироваться даже в тех условиях, когда государственная образовательная политика оставляет желать лучшего.


Версия для печати


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru