27 марта 2017, Понедельник
PDA RSS
РУБРИКИ
Свежий номер
Городские новости

Политика

Экономика

Общество

Культура

Спорт

Наследие

Круглый стол

Номера газеты в формате PDF
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин  
Пароль  
Запомнить меня
 
  Регистрация
  Забыли пароль?
О ГАЗЕТЕ
Сотрудники

Реклама

Подписка

История газеты

Учредитель

Как с нами связаться

ОБЩЕСТВО

Выпуск  № 046  от  15.03.2007
Площадь Восстания.
Дубль два

Не исключено, что у Московского вокзала все-таки появится подземный торговый комплекс
Дмитрий РАТНИКОВ

Компания "Адитум" решила повторить опыт "Открытых инвестиций": под всей территорией площади Восстания - 42,4 тыс. кв. метров - построить многофункциональный подземный центр. К работе будут привлечены "лучшие специалисты из Европы", имеющие опыт строительства подземных торговых комплексов в крупных городах и мегаполисах. В процессе строительства инвесторы намерены "восстановить историческую справедливость" и возвратить-таки на место памятник Александру III.

Однако многие петербуржцы с этим не согласны и просят оставить все как есть. В свою очередь представители "Адитума" обещают провести консультации как с городскими чиновниками, так и с деятелями культуры и искусства, а также прочими горожанами, "учитывая историческую и культурную важность подобного мероприятия".

Напомним, что еще в советское время под площадью Восстания намеревались соорудить подземный пешеходный переход. В столь загруженном транспортном узле он крайне необходим. А уже в наши дни - в октябре 2005 года - компанией "Открытые инвестиции - Санкт-Петербург" было даже получено разрешение на проведение изыскательских работ. "Открытые инвестиции" готовились к строительству подземного торгового центра. Но все закончилось вердиктом геологов: ничего подземного здесь строить нельзя, иначе могут поползти соседние здания.

И все-таки, по словам генерального директора ООО "Адитум" Александра Дымова (до этого он был главой компании Ruric AB, реализующей сейчас проект строительства многофункционального комплекса на Мойке, 96 - 98), все дело не в запрете "рыть котлован вообще", а в сумме привлеченных инвестиций. Именно из-за чрезмерной стоимости проекта от него отказались "Открытые инвестиции".

Новые инвесторы намерены привлечь в проект 200 млн долларов. "Существуют современные технологии, позволяющие успешно реализовать подобные проекты, вопрос только в цене, - утверждает Александр Дымов. - Раньше девелоперов действительно останавливала затратность подземного строительства. Но сегодня участки для новых зданий в историческом центре Петербурга практически закончились. Интерес к подземному строительству понятен: плотность населения в исторической застройке в два раза превышает населенность в "спальных" районах, по центру передвигается большое количество туристов и гостей города. Все эти факторы делают проекты в центре коммерчески привлекательными даже при высоких затратах, связанных с подземными работами".

Многофункциональный комплекс под площадью Восстания будет иметь два или даже три уровня - в зависимости от состояния грунтов. Первый (верхний) этаж займет торговая зона, ориентированная на средний класс, на втором разместятся площади крупного торгового оператора-ритейлера, ниже расположат автомобильную парковку. Вопрос о ее целесообразности сейчас решается. Проект предполагает также систему подземных пешеходных переходов под площадью, которая позволит разделить транспортные и пешеходные потоки. Если сроки не изменятся, то стройка на площади начнется уже в 2009 году и закончится в 2010 году.

Как известно, предыдущий застройщик привлек внимание к своему проекту не только перспективой появления нового котлована у Московского вокзала, но и новостью о переносе памятников. В связи с тем что купол постройки может не выдержать вес обелиска "Городу-герою Ленинграду", московская компания предложила для него новое место - площадь Мужества, занятую ныне лишь газоном и трамвайными путями. В свою очередь к Московскому вокзалу из двора Мраморного дворца было предложено перенести памятник Александру III, как это было до 1937 года. Когда проект завис, от этих идей отказались. Как видно, ненадолго. Точно такую же схему предлагают и представители "Адитума". Но в отличие от москвичей они обещают все-таки провести переговоры с горожанами.

Пока не ясно, как будут проходить эти встречи, но уже известна позиция ветеранов, проживающих в районе Кушелевки и Лесного: по их мнению, стелу надо оставить на месте, а на площади Мужества лучше обустроить фонтан. Тем более что в последнее время своими фонтанными комплексами обзавелись Калининский и Московский районы, ждет своей очереди Пионерская площадь в Адмиралтейском.

Да и возвращение Александра III к бывшему Николаевскому вокзалу не вызывает оптимизма у специалистов. Историк архитектуры Валерий Исаченко считает, что установленный в 1985 году в честь 40-летия победы в Великой Отечественной войне обелиск является не только композиционным центром площади, но и перекликается со шпилем Адмиралтейства в другом конце Невского проспекта. "Я согласен, этот обелиск не самое лучшее, что можно было сделать, тем не менее у площади Восстания должен быть композиционный центр, ведь она безликая, - говорит В. Г. Исаченко. - Московский вокзал уже не "держит" ее: его бездарно перекрасили. В то время, когда он был такого цвета, как сейчас, рядом был зловонный Лиговский канал, стояли низкие дома. Это было захолустное место. Но со временем среда меняется. Ссылаться на то, что когда-то было, можно разве что на Дворцовой площади. А здесь все изменилось".

Однако есть и другие проблемы. Об одной из них уже вспомнил Валерий Григорьевич: Лиговский канал. Когда-то он проходил в центре современного Лиговского проспекта, там, где сейчас пока еще проложены трамвайные пути. В 1891 году значительную часть канала заключили в трубу, а над ней устроили бульвар. Так вот, эта труба до сих пор существует, и в ней до сих пор плещется (а может, и течет куда-то) вода. При строительстве подземного комплекса в любом случае строители натолкнутся на это препятствие.

То же касается будущей станции метро с рабочим названием "Знаменская" новой, шестой, Красносельско-Калининской линии, имеющей пересадки на "Площадь Восстания" и "Маяковскую". По словам Александра Дымова, оба эти вопроса сейчас находятся в стадии проработки и согласования: "Тут нужны серьезные исследования, которые помогут принять оптимальное решение. В таких больших проектах ошибки в планировании территорий дорого обходятся. Наша задача - семь раз отмерить, прежде чем решить окончательно".

Также представители "Адитума" заверяют, что работы будут проходить таким способом, чтобы не нарушать жизненно важные для города транспортные потоки. То есть, скорее всего, полного закрытия движения по площади не будет. Что же касается трамвая, то инвесторы не подтвердили, способен ли свод подземного центра выдержать вагоны. Ответ на этот вопрос можно будет дать только после завершения проектно-изыскательских работ, то есть в конце 2007 года. Вместе с тем, как обещают городские власти, к моменту открытия торговых залов трамвая на Восстания не будет: его последняя остановка расположится на углу Лиговского проспекта и Кузнечного переулка.

Как известно, в будущем в районе площади Восстания появятся два крупных торговых центра. Один из них - "Невский центр" - скоро начнут возводить на пересечении Невского проспекта и улицы Восстания, где были уничтожены два бывших "вновь выявленных" объекта истории и культуры - от одного остался лишь фасад и часть помещений. Другой соорудят на Лиговке на месте "ямы" несостоявшегося вокзала "Высокоскоростных магистралей". За счет чего будет обеспечен поток покупателей?

Александр Дымов поясняет: "Площадь Восстания является одним из наиболее развитых узлов городской инфраструктуры, включающим в себя два вестибюля метро, пересечение двух главных автомобильных магистралей - Невского и Лиговского проспектов, остановки всех видов наземного транспорта, главный железнодорожный вокзал города, гостиницы, кинотеатры и прочее. Все это делает площадь объектом притяжения огромной массы людей. Ежедневно через площадь Восстания проходят порядка 120 тыс. человек. Но, чтобы достичь коммерческого успеха, торговый центр помимо выгодного расположения должен отвечать современным потребностям покупателей. Многие неудачи при реализации подобных проектов связаны с тем, что они не имеют современной логистики, до них трудно доехать на городском транспорте, отсутствуют места для удобной парковки. В нашем случае связка с подземными коммуникациями создает синергетический эффект, усиливающий притягательность данного места для пользователей всех видов транспорта, вокзала, а также пешеходов".

Нельзя не сравнить петербургский проект с аналогичным московским. В столице под Манежной площадью возле Кремля и Охотного ряда несколько лет назад появился многоуровневый торговый комплекс, украшенный сверху все теми же фонтанами. Известный историк Санкт-Петербурга Густав Богуславский (кстати, родившийся в Москве) считает этот объект большой ошибкой столичных властей: "Москва теперь жалеет, что устроили такое безобразие на Манежной площади, ликвидировав таким образом одну из нужных городу площадей. Почему мы должны повторять их ошибки, которые потом исправить уже невозможно?". Напомним, что движение по Манежной площади открыто только для пешеходов.

Кстати, в Первопрестольной назревает еще один проект: на площади Тверская Застава у Белорусского вокзала собираются построить подземную транспортную развязку, совмещенную с паркингом и торговым центром. Как известно, многие современные петербургские "амбициозные" проекты скопированы с московских: и Орловский тоннель - "близнец" Лефортовского, и многие торгово-развлекательные центры копируют столичные. Не грозит ли нам в будущем еще и нашествие подземных "торговых развязок"?

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Версия для печати


Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru